Философия инвестирования
Светлана Шевцова
Источник: Понедельник
Инструменты. Как, вкладывая, получать с рынка деньги, а не оставлять их там навсегда? На фоне растущего интереса к ценным бумагам такой вопрос задают себе большинство частных инвесторов.
Существует мнение: если собрать
Инструменты. Как, вкладывая, получать с рынка деньги, а не оставлять их там навсегда? На фоне растущего интереса к ценным бумагам такой вопрос задают себе большинство частных инвесторов.
Существует мнение: если собрать все деньги и распределить их равномерно между жителями Земли, через два-три года все вернется к исходному состоянию. Богатые станут богаче, а бедные потеряют все.
На практике в масштабе планеты никто справедливости этой аксиомы не проверял. А российские специалисты и вовсе утверждают, что сейчас, в период становления рынка инвестиций, правило «богатые становятся еще богаче» в полной мере работать пока не начало. Деньги приумножают только те, кто понял правила игры. Остальные в лучшем случае не слишком много теряют.
Оказывается, дело не только в специальных знаниях, но и в понимании поведенческих характеристик, присущих результативному инвестированию.
Портрет удачливого инвестора. Существует набор правил поведения, итогом соблюдения которых неминуемо становится удачливость в инвестициях. Для их выявления, как правило, советуют оценивать меру причастности самого инвестора к процессу управления бизнесом, в который он вкладывает средства. Различному уровню причастности соответствуют и разные модели поведения. «Если речь идет о доверительном управлении, то результат изначально закладывается инвестиционной декларацией. И здесь нет существенной разницы в подходе к инвестированию», — утверждает заместитель начальника управления активами инвесткомпании «Энергокапитал» Александр Павлов. В случаях, когда решения по поводу выбора объектов вложения средств принимаются инвестором самостоятельно, то, по словам опрошенных «Ф.» специалистов, зависимость между размером состояния и успешностью инвестирования практически отсутствует. «Зарабатывает тот, кто правильно выбирает объекты инвестирования, и это никак не связано с величиной начального капитала», — отмечает Александр Павлов.
В целом успешные инвесторы больше времени тратят до начала процесса инвестирования — на изучение рынка, несколько дольше принимают решения при выборе объектов. «Результативный инвестор отдает средства тому, кто более амбициозен и готов к быстрому росту, — делится опытом Игорь Гладких, директор-распорядитель Российской венчурной ярмарки. — Чтобы привлекать и получать деньги, нужна соответствующая психологическая установка, это как базис. Поэтому он вкладывается в научно-техническую разработку, которая позволит получить совершенно конкретный продукт, заведомо нужный рынку с организованной системой сбыта». А Геннадий Груздков из Quadriga Capital Russia отмечает: «Среди психологических качеств, отличающих руководителя компании, способного привлекать инвестиции в свой бизнес, на одно из первых мест я ставлю способность устанавливать доверительный контакт со своими партнерами. Прежде чем сесть в лодку, следует на берегу договориться о правилах работы и возвращаться к ним, если по ходу работы мнения при решении отдельных вопросов расходятся».
Идеология и технология. Первая черта, обязательно присущая тем, кто успешно работает на фондовом рынке, — осведомленность. Как это ни банально звучит, но успешные инвесторы много читают. Они перерабатывают большой объем информации по различным аспектам: выбору предмета инвестирования, управляющей компании, состоянию рынка. Причем «предпочитают черпать информацию из разных источников — газет и специализированных изданий, интернета, ориентируются на мнения экспертов, опыт друзей и знакомых. Обобщая полученную информацию, они составляют некий образ компании и уже затем принимают решение, стоит ли с этой компанией работать», делится своими наблюдениями начальник отдела продаж УК «Брокеркредитсервис» Мария Янке. Читают инвесторы не только литературу по технологии, но с не меньшим интересом и по философии инвестирования. «За полгода я заказал для своих клиентов более тысячи экземпляров книг по философии инвестирования, — объясняет наличие в своем офисе книжного стеллажа до потолка высотой генеральный директор «Атлант-инвеста» Валерий Бузыкин. — Сначала просто рекомендовал купить. Почувствовав живой интерес к теме, я поставил в офисе стенд для демонстрации наиболее интересных, на мой взгляд, изданий. Чем больше знает клиент, тем больше услуг и продуктов он у меня запрашивает». Стеллаж полностью заставлен яркими дорогими томами, на страницах которых обладатели многомиллионных состояний делятся своим опытом и подходом к инвестированию. Новые веяния корректируют и правила хорошего тона. Пять-шесть лет назад клиенты биржевых кафе в промежутках между торговыми сессиями обсуждали волны Элиота и японские свечи (методы технического анализа финансовых рынков. — «Ф.»).
Сейчас все чаще можно услышать цитаты Джона Кехо и Бодо Шефера. На вопрос, насколько сильно литература помогает зарабатывать, Валерий Бузыкин отвечает однозначно и серьезно: «В процессе консультирования я наблюдаю, что клиент, становясь более подкованным в вопросах философии инвестирования, параллельно увеличивает и свое состояние. И я уверен, что это взаимосвязанные вещи».
Новый уровень осознания. Специалисты отмечают очень значимый момент в сознании человека, когда он из потребителя превращается в инвестора. Переходу в новое состояние свойственно самоограничение в потреблении сегодня ради достижения финансовой независимости завтра. Причем размер зарабатываемых сумм здесь не является определяющим: большая прибыль — большие расходы. Необходимо осознать: вы и только вы сами контролируете и отвечаете как за свои траты, так и за доходы. Еще один ключевой момент — полное разделение средств собственного бизнеса и активов, обращающихся на финансовом рынке. Именно таким образом закладывается будущая финансовая устойчивость вне зависимости от успешности бизнеса. «Перед многими встает вопрос: инвестировать в свое собственное дело или же доверить деньги в управление профессионалу фондового рынка. В то же время состоятельные клиенты как никто другой понимают плюсы диверсификации вложений. Возможно, это как раз и связано с тем, что крупная сумма позволяет максимально диверсифицировать вложения», — рассказывает Мария Янке.
В целом крупные клиенты, по словам Марии Янке, требуют больше внимания к себе в начале общения с управляющей компанией и спокойнее ведут себя в процессе: «Владельцы больших сумм подходят к выбору инструмента вложений очень тщательно, поэтому повышенного внимания они требуют на первоначальном этапе переговоров, когда решение об инвестировании еще не принято. Тогда же обговариваются все дополнительные условия и пожелания клиента относительно сотрудничества. При этом у компании возникает четкое понимание потребностей клиента, а у клиента — уверенность в том, что все его пожелания будут учтены». К дополнительным пожеланиям, как правило, относятся: гибкость, возможность быстрого перевода активов из одного инструмента в другой по мере необходимости, юридический, налоговый консалтинг, аналитическая поддержка и своевременная отчетность. Крупные клиенты ведут себя более спокойно в периоды падения рынка акций, несмотря на то, что речь идет о значительных суммах. Ведь прежде чем вложить средства, они тщательно выбрали инструмент и взвесили все риски. К тому же у них более глубокое понимание рынка, и когда цены низкие, они не паникуют, а расценивают это как возможность довложить средства и получить в перспективе дополнительную прибыль.
Инвестор и партнер. При всей своей разноплановости вложение денег в бумаги публичных компаний частными инвесторами является изначально пассивным. Важно собрать информацию, сделать правильный прогноз и спокойно ждать. Другие требования и правила игры обозначает венчурный бизнес, поскольку здесь вы не только вкладываете средства, но и существенным образом влияете на дальнейшее развитие компании. В этом случае на первый план выходят другие установки и другие психологические качества.
|