Пора расти
Елена Филимонова
Источник: Эксперт
Заработная плата сродни денежному дереву, которое надо поливать по заранее продуманной схеме, тогда с каждым годом оно будет приносить все более внушительные плоды
пециалисты по кадрам считают успешными тех сотрудников, зарплата которых ежегодно растет на 15–20% благодаря развитию внутри компании по вертикали или горизонтали. Как именно развиваться — зависит от множества факторов. В крупных компаниях, например, чаще всего существует штатное расписание, в котором четко оговорено, какой оклад соответствует той или иной должности. Выделиться благодаря своим талантам и незаурядному подходу к работе можно и там — и это отразится прежде всего на должности и, как следствие, на доходе. Татьяна, ныне топ-менеджер одной из крупных финансовых структур, 10 лет назад пришла в компанию и заняла одну из стартовых позиций. Всего два года потребовалось ей, чтобы занять пост начальника отдела. Помог кризис 1998 года: в трудный для компании период Татьяна взяла на себя дополнительные функции. Непосредственный босс оценил это, и вскоре Татьяну повысили. Естественно, что и зарплата возросла — сразу в два с половиной раза.
В структурах поменьше к вопросам оплаты труда зачастую применяют индивидуальный подход. Работники, несмотря на отсутствие карьерного повышения, получают прибавку к окладу. Директор подразделения по работе с корпоративными клиентами Дмитрий пришел в компанию, торгующую электроникой, три года назад. Первое повышение зарплаты состоялось ровно через год после начала карьеры (в полтора раза). Дмитрий знал: столько же получают и другие управляющие. Однако в течение следующего года вознаграждение остальным сотрудникам увеличили, а до Дмитрия очередь так и не дошла. На вопрос о причинах этого он получил ответ: надбавка другим шла «за выслугу лет». Дмитрий не стал ждать, а подготовил отчет, в котором наглядно представил итоги работы отдела — за последние два года его отдел смог привлечь втрое больше клиентов, чем до его прихода. Такой самопиар помог, и зарплата была увеличена.
Не просишь — вредишь карьере
«Для меня собраться на разговор с начальством о зарплате очень сложно. Не сплю, не ем, даже репетирую перед зеркалом дома и по дороге на работу в машине», — делится опытом Ольга, работающая в инвесткомпании. «Необходимо понимать, что разговоры с руководством о повышении ежемесячного вознаграждения — нормальный рабочий процесс, а не что-то стыдное или унизительное, — уверяет психолог центра “Перспектива бизнеса” Андрей Круглов. — В ряде компаний сотрудники избавлены от необходимости общаться с начальством на столь деликатные темы, там предусмотрено обязательное ежегодное повышение оплаты труда: насколько оно существенное, зависит от результатов работы». Но не всем ведь так везет. Повышение заработной платы следует рассматривать не только как насущную необходимость или приятный бонус, но и как показатель благополучного развития карьеры. Поэтому даже если ваш месячный доход в целом вас устраивает, время от времени необходимо задумываться о его повышении. «В первую очередь потому, что растущая зарплата — показатель качества вашей работы, — добавляет бизнес-тренер Татьяна Луговская. — Вредно наблюдать за тем, что вас недооценивают, и еще вреднее недооценивать самого себя: исчезает стимул к труду, пропадает ощущение собственной успешности, чувство удовлетворения от проделанной работы. Разумеется, бывают и исключения: в ряде случаев люди занимаются по-настоящему любимым делом, не задумываясь о материальном вознаграждении. Но, как правило, это представители науки и искусства или люди, занятые новым проектом, — на первом этапе важно благополучное развитие дела, а денежный бонус будет потом».
Кроме того, стагнирующая продолжительное время зарплата крайне негативно сказывается на вашем имидже внутри компании. Руководство, не считающее нужным вознаградить за труды, первое время будет ждать, что вы сами обратитесь с просьбой о повышении оплаты. Но, убедившись в вашем бескорыстии, скорее всего, сядет на шею, справедливо полагая, что вас все устраивает и дополнительная стимуляция не нужна. «Мы договаривались с шефом, что по истечении определенного срока моя зарплата будет увеличена вдвое. Срок вышел, я хорошо работала (это отмечали все), но выполнять обещания не торопились. Я подыскала новое место с лучшими условиями. Когда я сообщила об этом шефу, то он искренне удивился. “Почему вы уходите?” — спросил он. Я напомнила о нашей договоренности и заявила, что он не выполняет обещания. На что он мне ответил пословицей “дитя не плачет — мать не разумеет” и изумился, почему я сама не напомнила», — делится опытом PR-менеджер Юлия. Более того, критически настроенный шеф вполне может решить: ваша скромность связана с неуверенностью в своих силах (вы попросту не можете найти другую работу) или чрезвычайно высокой лояльностью к компании (менять ее вы не хотите даже за деньги). В этом случае на ваши потребности перестанут обращать внимания, а вот работой загрузят без всякого стеснения. Нет никакого смысла отодвигать в сторону свои зарплатные амбиции и провозглашать альтруизм одним из жизненных принципов.
Преимущество за работником
Принято считать, что заработная плата — это та цена, которую наниматель готов платить за предоставляемые вами услуги. Однако в чистом виде такая трактовка справедлива только на стадии поиска работодателем и наемным работником. Позже, когда вы уже обосновались в компании, зарплата — это не просто стоимость ваших услуг на рынке труда, но и инструмент руководства для управления вами. Повышая размер вознаграждения, начальство мотивирует вас на качественный результат работы, формирует лояльность к компании, стимулирует у вас желание трудиться столь же упорно, чтобы получить еще одно поощрение в виде очередной прибавки к жалованию.
В то же время ваша работа на организацию также перестает быть просто услугами. Вы ведь уже действующее звено согласованно работающей системы: у вас есть корпоративные и внешние связи, опыт работы именно в этой фирме, налаженные и скоординированные с руководством принципы деятельности. Организация потратила на вас средства в виде зарплаты, страховки и прочих расходов. Кроме того, фирма дала вам опыт — и, уволившись, вы продадите его конкурентам. А работодателю придется искать на ваше место нового сотрудника — и опять вкладывать в него деньги. Потому поиск другого специалиста на позицию уволившегося в большинстве случаев обходится компании дороже, чем регулярное повышение зарплаты уже проверенным работникам.
Всему свое время
Важно не только то, как будут справляться с вашими обязанностями другие специалисты, но и то, насколько давно вы работаете в компании и что вам приходилось совершать для ее блага раньше. Если фирма переживала кризис — кадровый или финансовый, а вы остались и помогли руководству в этот трудный период, идите за новой зарплатой сразу, как только организация встанет на ноги и это официально признают. Скромно напомните, что все это время вам приходилось работать за небольшое вознаграждение и теперь его нужно повысить. Правда, такой шанс дается не каждому и не каждый день. Не случилось погеройствовать — не беда. Возможно, вы готовы взять на себя функции недавно ушедшего сотрудника, способны принести пользу компании деятельностью, не входящей в ваши непосредственные обязанности. Непременно продемонстрируйте эту готовность руководству, покажите, что справитесь, и когда механизм будет работать как часы, отправляйтесь просить прибавки или повышения в должности. Только не завышайте своих заслуг: постарайтесь оценить их здраво. Не стоит сообщать начальству, как вам было тяжело: говорите только о результатах.
Важно обратиться со своей просьбой вовремя, пока руководство не забыло, что вы выполнили не свою, а чужую работу и сделали это качественно. Люди, в том числе начальники, быстро привыкают к хорошему: вскоре ваш шеф может начать воспринимать все ваши подвиги как должное. Так что не затягивайте, первые две недели после громкого успеха или хорошо выполненной работы — самое время для разговора о деньгах.
Не грех время от времени просить прибавки к жалованью, если вы отвечаете за большой объем работ и в случае вашего увольнения новому сотруднику понадобится несколько месяцев, чтобы вникнуть во все нюансы. Ситуация для компании усугубляется, если вы имеете доступ к секретной информации, тут уже ваш уход к конкурентам — и вовсе серьезный удар по работодателю. Стоит пользоваться этим фактором, но не злоупотреблять им. Редко получают отказ в просьбе об увеличении дохода харизматичные лидеры — люди, которые могут увести специалистов за собой в другую фирму. В столь же благоприятной ситуации находятся и обладатели собственных клиентских и партнерских баз.
Когда лучше промолчать
Существуют и сценарии, когда обращаться к руководству с зарплатными вопросами не стоит. Целесообразно отложить такой разговор, если фирма находится в состоянии финансовой нестабильности или кризиса. Потерпите, пусть даже это непросто, вероятнее всего, в будущем руководство вознаградит вас за верность компании. Оставшись, заработаете славу сотрудника, поддержавшего организацию в момент кризиса. Не следует просить повышения зарплаты и в том случае, если за последние месяцы из компании ушли стратегически важные работники одного с вами уровня: это почти наверняка будет воспринято как шантаж, попытку сыграть на проблемах организации. Подав заявление в ответ на отказ, вы подтвердите опасения руководства и прослывете манипулятором. А если продолжите работать после отказа о повышении, то покажете всем, что до благородного стиля «пан и или пропал» еще не доросли, решимостью не обладаете и просчитывать последствия своих действий не умеете.
Не просите прибавки к жалованью, если узнали, что одному из сотрудников удалось ее добиться. Выждите месяц-другой и, не заводя разговоров о коллеге-счастливчике, расскажите начальству, что вы делаете для компании, а в завершение спросите о перспективах роста доходов. Даже если вам стало известно, что все работники вашего звена получили прибавку, не стоит ссылаться на это в разговоре с шефом. «Обычно в коллективе не любят тех, кто считает чужие деньги, — полагает психолог Михаил Шведов. — Да вам и вовсе не должно быть дела до того, как работают и сколько получают за это ваши коллеги, вы должны оценивать свою роль в компании исключительно самостоятельно».
Повышение зарплат в организации — повод обратиться к начальству с вопросом о вознаграждении. Но только в том случае, если за последние полгода вы не допускали серьезных промахов и не получали нагоняя от руководства. Вообще не стоит говорить о своих заслугах ранее чем через шесть месяцев после какого-нибудь прокола. Ведь если начальство не захочет повышать вам зарплату, оно не преминет напомнить о неудачах, мотивируя таким образом отказ. Впрочем, если начальственное «нет» объяснялось именно вашими промахами, разговор имеет смысл закончить обещанием в течение следующих трех-четырех месяцев доказать, что вы умеете учиться на собственных ошибках и можете выдавать качественный результат. Сообщите, что через указанное время вернетесь к разговору о повышении зарплаты. Если и во второй раз, несмотря на очевидный прогресс в труде, руководство сошлется на ваши прежние неудачи, снова отказав в прибавке, — начинайте искать другую работу. У вас осталась только одна попытка повысить свое жалованье. Подобрав подходящую замену, пишите заявление по собственному желанию. Не исключено, что руководитель, убедившись в серьезности ваших намерений, предложит остаться на условиях давно ожидаемого повышения. Если подпишет — что ж, значит, для карьерного и зарплатного роста компания не подходит.
«Чего делать категорически не рекомендуется, так это спускать на тормозах затянувшиеся переговоры о давно назревшем увеличении вознаграждения, — добавляет Михаил Шведов. — Получив отказ, тем более не единожды, вы должны довести дело до логического завершения: повышения или увольнения. Иначе начальство будет считать, что вы не в состоянии найти более высокооплачиваемую работу или не хотите жертвовать теми благами, которые предоставляет вам компания (например, режимом работы, страховкой или длительным отпуском). Тогда ждать каких-то вознаграждений и вовсе будет наивно: вы останетесь с тем, что имеете».
Ведя переговоры, не сообщайте начальству, что в любой компании вам предложат больше. Это все тот же шантаж, по-человечески на него хочется ответить емким словом: «Уходи!» Не исключено, что шеф не удержится от соблазна. Вообще избегайте ставить ультиматумы — это портит отношения, а вам ведь еще работать с этими людьми.
Как бы успешно ни удавалось вам время от времени повышать себе зарплату, помните: деревья не растут до небес. Особенно денежные. Ресурсы по заработной плате в большинстве компаний ограничены. Потому необходимо работать над карьерным ростом: повышением в должности, причем не только внутри фирмы, но и за ее пределами. Ведь наверняка найдется структура более крупная и солидная, чем та, в которой вы работаете.
|