Что скрывает ложь
Мария Михантьева
Источник:
В исследовании, проведённом пару лет назад сайтом Careerbuilder.com, каждый пятый признался, что врёт на работе. А остальные, наверное, просто забыли об этом. Ведь если кто-либо утверждает, что никогда не лжёт - он и есть самый настоящий лжец.
Ложь на работе цветёт буйным цветом. Её формы варьируются от безобидных выдумок и фантазий до систематического умышленного и довольно опасного с точки зрения возможных последствий укрывания истины. Почему и для чего?
«Я не знал» и «Всё хорошо»
Наиболее распространённые мотивации лгущих работников - это желание...
1. успокоить клиента (26%);
2. оправдаться за проваленный проект или дедлайн (13%);
3. объяснить опоздание или отсутствие на работе (8%);
4. защитить коллегу (8%);
5. очернить кого-либо, чтобы на его фоне выглядеть лучше (5%).
А самые распространённые лживые заявления звучат так:
1. «Я не знаю, как это случилось» (20%);
2. «Мне нужно перезвонить/ я как раз жду ответ на своё письмо» (16%);
3. «Меня не было в городе/ я был болен» (10%);
4. «Ты отлично выглядишь» (8%);
5. «Я не получал вашего письма» (8%).
Кстати, историю одного изворотливого оправдания вы можете прочитать в доп. материале.
Почему люди лгут
Причин, по которым люди врут на работе, множество: попытки оправдать собственные ошибки, соревнование с коллегами, уклонение от обязанностей, попытки скрыть от работодателя реальные результаты работы. В основе всего этого лежит банальный инстинкт самосохранения.
Вычислить хронического врунишку можно ещё на этапе приёма на работу - как правило, такие люди не стесняются приврать и в резюме, на собеседовании завышают размер предыдущей зарплаты или приписывают себе навыки и опыт, которыми на самом деле не обладают.
Однако некоторые организации сами вольно или невольно, побуждают своих сотрудников лгать. С одной стороны, ложь процветает там, где её позволяет себе руководство. Если компания укрывает налоги, выплачивает сотрудникам «серую» зарплату и «промышляет» откатами, сотрудники очень быстро выходят за рамки и начинают обманывать друг друга и начальников. При этом некоторые компании могут довольно долго существовать в таком режиме благодаря сумасшедшей текучке кадров (рассказ о такой компании читайте в доп. материале).
Другая причина хронической лжи сотрудников - маниакальное желание руководства знать правду. Тотальная слежка, доносы и прочие проявления начальственной паранойи приучают сотрудников к изворотливой лжи. Даже если их враньё и не касается непосредственно должностных обязанностей, атмосфера недоверия не самым лучшим образом влияет на результаты работы.
С точки зрения этики
Споры о том, допустима ли ложь (в том числе и на работе) сводятся, в конечном счёте, к рассуждениям о «доброй лжи и дурной правде» или «лжи во спасение». Например, коллеге, который плохо выступил на презентации, можно сделать комплимент, чтобы подбодрить. Но допустимо ли, в таком случае, лгать клиенту ради блага компании? Вряд ли.
Можно ли лгать начальникам о вещах, касающихся работы? Первый честный ответ, который приходит в голову - «нет». Начальство имеет право знать, за что оно платит вам деньги, не так ли? Однако вот пример, утверждающий другое. В 1993 году в одном из родильных домов Британии было проведено исследование, в ходе которого выяснилось, что медицинские сёстры, работающие с новорожденными, систематически лгут своему руководству. Причём предмет их лжи - кормление грудничков, а это, согласитесь, серьёзно. «Нянечки» постоянно нарушали установленный в больнице режим кормления новорожденных, руководствуясь при этом собственным опытом. Жалоб от родителей не поступало - выписанные дети были здоровы, упитанны и вполне довольны жизнью.
А как насчёт лжи по отношению к подчинённым? Если вы планируете сокращение штата, стоит ли сразу сообщать это сотрудникам? Некоторые психологи считают, что до тех пор, пока вы не определились с планами окончательно, людей лучше не нервировать (то есть солгать). Но как только неприятность становится неизбежной, лучше информировать всех. Вы как минимум дадите им шанс найти новую работу.
В любом случае помните: для того, чтобы успешно лгать, нужно иметь хорошую память.
|