Как нас будут нанимать в 2008 году
Мария Михантьева
Источник:
Несмотря на такие неприятные явления, как ипотечный кризис и растущие цены на энергоносители, рынок труда продемонстрировал в 2007 году изрядную гибкость: новые рабочие места продолжают создаваться. Эта тенденция сохранится и в 2008 году. Крупнейшие компании планируют увеличивать штаты и зарплаты. Кому и на каких условиях всё это достанется?
Если верить западным аналитикам, у рекрутёров дела плохи. Искать кандидатов, отвечающих всем необходимым требованиям, всё труднее - рынок заполнили молодые и неопытные менеджеры с амбициями. Компании зачастую вынуждены нанимать плохо подготовленных людей, вкладываясь в их обучение, или даже приглашать ранее уволившихся сотрудников. Высшее образование не даёт практических навыков, поэтому даже беря в штат отличника, закончившего престижный вуз, работодатель вынужден оплачивать курсы и тренинги. Добавьте к этому разрыв поколений - картина получается довольно печальная.
Однако российские специалисты никаких внештатных ситуаций на кадровом рынке не наблюдают. «Согласна с тем, что молодых менеджеров становится всё больше, но при этом нельзя сказать, что все они менее квалифицированы, - говорит Ольга Литвинова, старший консультант департамента «HR» хедхантинговой компании Cornerstone. - Российская бизнес-среда развивается очень динамично, и для профессионала зрелость определяется скорее не выслугой лет, а количеством успешных проектов». Достаточно сложно найти кандидата, который бы на 100% соответствовал всем компетенциям, поэтому компании идут на некоторые уступки, но в большей мере это касается позиций среднего звена.
Соискатели капризничают
Кандидаты становятся привередливей; работодатели становятся уступчивей; условия работы становятся комфортней - дизайнерские интерьеры в офисах, завидные соцпакеты, гибкий график. Большое распространение получают фриланс, удалённая работа - сегодня к такой практике прибегают не только «свободные художники», но и специалисты высокого класса, которые не хотят трудиться «от и до», а предпочитают выполнять определённые задачи к установленному сроку.
Работодатели не только обещают перспективы роста, но и принимают активное участие в построении карьеры служащих. Правда, как отмечает Ольга Литвинова, такую политику принимают не все компании. А жаль - в условиях дефицита кадров и необходимости удержания ключевых сотрудников внимательное отношение к их карьере повышает конкурентоспособность компании на кадровом рынке.
Что же касается дизайнерских интерьеров, то большинству компаний ещё очень далеко до Google или «Корбины». Не везде сотрудники могут похвастаться хотя бы ремонтом, не все работают с исправным оборудованием, а кое-где даже не соблюдаются санитарные нормы.
Работодатели не уступают
Может показаться, что загнанные в угол работодатели готовы взять кого угодно на высокую зарплату, да ещё и помочь с карьерным ростом. Однако радоваться рано: работодатели и рекрутёры не намерены сдавать позиции.
Их требования становятся разнообразнее. Чаще требуются многопрофильные специалисты, обладающие соответствующими дипломами и сертификатами, с опытом работы в каких-то конкретных индустриях. Растёт спрос на специалистов со знанием нескольких иностранных языков, всё чаще требуется владение китайским.
Вузовское образование по-прежнему в цене. «Работодатели уделяют большое внимание «правильному образованию», - отмечает Татьяна Мустафа, аналитик компании «Визави-Консалт». Высшее образование (часто - профильное) остаётся одним из основных требований к кандидатам, несмотря на то, что в некоторых сферах никакая теория не заменит опыт. Однако это не значит, что вузовского диплома достаточно. «Скорее, современному специалисту нужно и ВУЗовское образование, дающее необходимую базовую подготовку, и дополнительные сертификаты - рынок очень быстро меняется, поэтому важно идти с ним «в ногу», - говорит Ольга Литвинова.
|