Направлению, которому показан безудержный рост, например отделу продаж, нужен начальник-оптимист, а там, где требуются стабилизация и минимизация рисков, — пессимист, полагают эксперты
Фонд «Общественное мнение», опросивший в декабре 1500 россиян (см. график), не уточнил, какую ступень карьерной лестницы занимает 41% российских оптимистов. Но даже если они — руководители, это не многое меняет для их подчиненных. «Я никогда не оценивала начальство с позиции “пессимист — оптимист”, скорее с позиции “хороший — плохой — злой”, что тоже не совсем верно, потому что все они люди со своими тараканами. Впрочем, мне всегда везло на начальников-оптимистов, которые даже гадости делали с улыбкой», — рассуждает менеджер по закупкам Юлия Кудрявцева.
Противные оптимисты
В отличие от россиян американские подчиненные четко делят начальников на пессимистов и оптимистов. Диане Олтер достался в начальники неисправимый оптимист. На ее жалобы и критику у него был один ответ: «Это превосходно!» Ответ этот только усиливал ее пессимизм. «Я упивалась минутами плохого настроения», — говорит Диана. Проблем становилось больше, а довольный начальник свел собственное участие в работе компании к нескольким телефонным звонкам.
В учебниках по менеджменту часто пишут, что начальники-оптимисты способны подвигнуть подчиненных на небывалые свершения. Но у каждой медали есть оборотная сторона. Чересчур оптимистичные личности в офисе изрядно раздражают коллег — им практически всегда удается выйти сухими из воды. Оптимист думает, что раздает поручения, — его подчиненные думают, что он видит не дальше собственного носа. Оптимист уверен, что дает людям возможность проявить себя, — люди считают, что перед ними ставят невыполнимые задачи. Оптимист уверен, что и малыми средствами можно достичь большой цели, а его подчиненные уверены в обратном. «Не знаю, что я могла бы назвать настоящим провалом», — говорит Джейн Шмит, консультант по корпоративным финансам и неисправимая оптимистка. Она терпеть не может вечно недовольных пессимистов.
Пессимисты вылетают
Это мнение разделяют российские топ-менеджеры. «Позиция оптимиста спасает от стрессов, дает мне и подчиненным стимул к работе, — заявляет директор по развитию компании Star Light Андрей Волков. — Есть золотое правило: добиваться цели и не пасовать перед трудностями. Нашу компанию создавали заядлые оптимисты, которые верили в ее завтрашний день. Поэтому в нашем коллективе уживаются только те, кто разделяет убеждения руководства и горит на работе. Пессимисты обычно быстро покидают рабочие места, поскольку не выдерживают бешеного производственного ритма».
«Плохое, если оно должно случиться, может быть, случится, но если его ждать, то оно случится обязательно, — рассуждает генеральный директор интернет-портала Тор4тор Михаил Зоненашвили. — Задача профессионального руководителя — найти оптимальное решение между необоснованным оптимизмом и опасной безысходностью».
«А мне легче работать с начальниками-пофигистами, — развивает мысль предыдущего комментатора менеджер по продажам Александр Музланов. — Если дело делается, начальника не должно интересовать, каким образом оно делается. Но если выбирать, я предпочту умеренных пессимистов. В бизнесе радужным оптимистам вообще не место. Но и черный пессимист никогда не доберется до высокого поста».
Отраслевая зависимость
«Оптимисты зачастую переоценивают свои силы, — говорит профессор психологии Университета Мичигана Эдвард Чанг. — Чрезмерный оптимизм руководителей инвестиционных банков в период ипотечного кризиса чреват плачевными результатами». «Я оптимист, — признается президент международной ювелирной компании Choron Diamond Раджеш Ганди. — Хотя, конечно, бизнес бывает разный и где-то просто необходим противовес. Например, венчурные фонды: тут, с одной стороны, должна быть вера в прекрасное будущее безумных проектов, а с другой — точный расчет. Если бы я занялся подобного рода инвестициями, взял бы себе в помощники дотошного скептика-пессимиста».
«Все зависит от специфики задач руководителя. Там, где нужно обеспечить безудержный рост, например в отделе продаж, лучше подойдет начальник-оптимист», — считает гендиректор компании «Экопси консалтинг» Павел Безручко. «У меня богатый опыт в сфере продаж, и я могу с уверенностью утверждать: если считать, что твой ресурс, продукт плох, непродаваем — поддаваться унынию, — можно загубить дело на корню», — соглашается Зоненашвили. «Зато перед начальником управления финансового контроля или юридического департамента стоят скорее пессимистические задачи. То есть там, где нужно обеспечить рост, лучше быть оптимистом, где стабилизацию и минимизацию рисков — пессимистом», — заключает Безручко.
Вопреки этой логике директор перестраховочной компании «Находка ре» Сергей Бондарев — неисправимый оптимист. «Наш сотрудник проводил важные переговоры с потенциальными партнерами. Все условия контракта оговорили, дошли до цены, и тут нам выставили какую-то умопомрачительную сумму. Сотрудник тут же предложил зачеркнуть два нуля, партнеры с ним согласились. А все потому, что человек сразу был настроен позитивно. Был бы пессимистом, контракт бы так и не заключили», — делает вывод Бондарев. «И пессимист, и оптимист могут быть равно успешными, если находятся на своем месте, — убежден театральный критик, арт-директор Центра им. Мейерхольда Павел Руднев. — Это вопрос темперамента, но не трудоспособности, профессиональных связей, коммуникабельности».
Манипулятор лучше
«Надо отделять оптимистов и пессимистов от манипуляторов, — убежден бизнес-тренер, специалист по работе с персоналом Родион Чепалов. — Оптимист дает задание и радуется, даже если его не выполнили. Пессимист дает задание и расстраивается, даже если его выполнили. Манипулятор дает заведомо невыполнимое задание, чтобы потом либо отругать сотрудников, если они его не выполнят, либо равнодушно принять готовый результат. Оптимисты и пессимисты проигрывают одинаково. Выигрывают манипуляторы, которые просчитывают, что, кому и как сказать».