error (in future use header("Location: ") trought class to see errors using ErrorHandler) in query: INSERT INTO steps set id_session='as8hmdfo246shmecdv2pghk1o3', id_user='', date=NOW(), id_rubric='5', url='/publications/?view=9586', ip='3.145.201.79'; Duplicate entry '1065488' for key 'PRIMARY' (1062)
error (in future use header("Location: ") trought class to see errors using ErrorHandler) in query: INSERT into publications_show set id='9586',showed='1',date=NOW(),ip='3.145.201.79',sess='as8hmdfo246shmecdv2pghk1o3',url='http://cachedwww.allmagic.ru/publications/?view=9586'; Duplicate entry '1' for key 'showed' (1062)
Школа для начальника | MainJob.ru
Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Школа для начальника


Наталья Клименко
Источник: Карьера

Каким бы большим начальник ни был, а рано или поздно вновь приходится садиться за парту: невозможно развивать компанию без новых знаний и навыков. Где же учат начальников? Как топ-менеджеру или собственнику компании выбрать подходящую программу?

«Когда меня назначили директором предприятия, я был поставлен перед выбором: либо все делать самостоятельно, либо грамотно передать часть полномочий коллегам, заместителям и директорам. Тут пришлись как раз кстати знания, полученные на курсе «Делегирование полномочий и ответственности». И несколько прошедших лет показали, что мне удалось сделать все правильно», — вспоминает Александр Ходырев, генеральный директор завода «Агрокабель» ГК «Севкабель-Холдинг», выпускник программы ЕМВА Высшей школы корпоративного управления (ВШКУ) АНХ при правительстве РФ.
С английского executive переводится как «относящийся к исполнительной власти, управленческий». Но классические программы МВА также рассчитаны на управленцев. Так в чем же разница?

МВА vs EМВА    

Изначально существовал только один тип программ — МВА. Но со временем в бизнес-школах подметили, что в зависимости от опыта работы и должностного положения людей волнуют совершенно разные проблемы. И в начале 40-х годов за рубежом для слушателей бизнес-школ стали создавать программы, учитывающие их управленческий опыт и круг вопросов, который они решают. Так возникла программа Executive МВА в США, а спустя 30 лет европейские бизнес-школы переняли у американцев практику ЕМВА.
   
В России государственные требования для МВА были разработаны в декабре 1999 года, через несколько лет появились первые программы Executive МВА.
   
Однако стоит подчеркнуть, что, несмотря на постоянно растущий спрос на ЕМВА, в России до сих пор нет стандарта для этого типа программ. «Госстандарт разработан только для программ МВА, — отмечает Ашот Сеферян, заместитель декана факультета стратегического управления Института бизнеса и делового администрирования АНХ при правительстве РФ (ИБДА) и руководитель программ МВА. — В то же время там нет четкого указания, на кого эти программы рассчитаны. Предполагается, что на менеджеров и руководителей — людей, принимающих решения. Однако начальники бывают разные. Есть топ-менеджеры, первые лица компании, есть люди, возглавляющие функциональные подразделения, а есть просто менеджеры. Собрать их в одну группу просто невозможно, так как обучение станет неэффективным. Поэтому непосредственно для собственников и топ-менеджеров созданы программы Executive МВА».
   
«Успех программы определяется не только преподавательским составом, но и теми, кто составляет аудиторию Executive МВА, — убеждена Анжелла Баласанова, заместитель декана ВШКУ. — С самого начала мы придерживались строгого правила: слушатели не должны приходить на программу со студенческой скамьи, а должны «понюхать пороху». Наши слушатели не понаслышке знают о таких вещах, как проблемы корпоративного управления, реструктуризации, человеческих ресурсов и т.д.».
   
Если сравнить учебные планы программ МВА и ЕМВА, отличий будет немного. «Программа Executive МВА не является для нас чем-то вновь изобретенным, так как наша программа МВА, ее структура создавались с учетом содержания Executive МВА бизнес-школы IESE Университета Наварры, где проходили стажировку декан ВШКУ Сергей Календжян и наши ведущие преподаватели», — рассказывает Анжелла Баласанова.
   
В то же время вследствие отсутствия специального стандарта ЕМВА возникают домолнительные трудности для потенциальных слушателей при выборе бизнес-школы. Некоторые бизнес-школы, поняв, что за программу ЕМВА можно назначить более высокую цену, переименовали обычную программу МВА в Executive МВА, фактически ничего в ней не меняя. Это в корне неправильно. «Хотя, в принципе, набор дисциплин тот же самый. Но акценты делаются иные. И в первую очередь это связано со специализацией, существующей на программе, — говорит Ашот Сеферян. — Например, у нас это «Стратегическое управление». Соответственно, во главу угла ставятся вопросы лидерства, стратегии, принятия управленческих решений и т.д., а не функциональные обязанности линейного менеджера».
 
  
Мы выбираем, нас выбирают

   
Что ж, при таких расплывчатых характеристиках нетрудно «заблудиться в трех соснах». Но представители бизнес-школ и выпускники программ уверены: хорошую программу от подделки отличить можно. «Первый критерий выбора — стоимость обучения, — уверяет Александр Ходырев, — причем обязательно с учетом окупаемости данного процесса. Второе — это, безусловно, имидж школы, ее репутация, количество групп, количество выпускников. Не менее важно и личное общение с выпускниками. Также стоит обратить внимание на цитируемость школы, ее известность, состав преподавателей. Например, когда я просматриваю резюме и вижу МВА какого-нибудь областного пединститута, у меня возникают определенные сомнения по поводу значимости данного диплома».
   
На программу ЕМВА может поступить не всякий желающий — на лучшие программы существует жесткий и целенаправленный отбор кандидатов. Люди не могут прийти на ЕМВА, просто заплатив деньги и лишь потому, что им хочется здесь поучиться. Например, в ИБДА нужно пройти собеседование, сдать письменный экзамен, заполнить анкету, написать эссе, предоставить рекомендации, то есть преодолеть внушительный ряд барьеров. Отсеиваются слушатели, которым программа интересна, но они еще не являются целевой аудиторией.
   
Помимо вступительных испытаний есть и формальные требования, главное из которых — опыт работы. У кандидатов обязательно должно быть хотя бы пять лет управленческого стажа. Средний возраст слушателей — примерно 38 лет. И каждый имеет семь-восемь лет именно управленческого стажа. Соответственно, общий стаж составляет лет 12–15.
Учиться? Учиться    Такие требования не случайны. Половина успеха программы заключается в том, что большая часть учебного времени отводится на общение между сокурсниками, на обмен опытом, на решение проблем в командах, коллективах и т.д.
   
«Мне запомнился корпоративный дух, царивший в школе, — конструктивное, свободное общение преподавателей и слушателей между собой. И даже после окончания программы школа предлагает достаточно интересное общение: на встречах выпускников, семинарах и т.д. Примерно с 20–30% выпускников нашего потока я поддерживаю отношения до сих пор», — рассказывает Александр Ходырев.
   
Однако, поступая на программу, необходимо помнить, что это не увеселительная прогулка. Стандартная двухгодичная программа ЕМВА рассчитана на вечернее или очно-заочное (модульное) обучение, что позволяет слушателям сочетать работу и учебу. Тем не менее график занятий должен соблюдаться не только по посещаемости, но и в выполнении всех домашних заданий, контрольных работ и т.д. И оправдания, мол, «я работал и не успел» тут не принимаются. «Именно поэтому на собеседовании мы проверяем мотивацию человека: идет ли он учиться только потому, что это модно и его партнер/сосед/знакомый пошел учиться, или потому, что ему это действительно нужно», — уверяет Ашот Сеферян.
   
Стоит отметить, что примерно 15–17% слушателей не оканчивают программу. Причины могут быть самые разные — кто-то уходит сам, кого-то отчисляют за плохую посещаемость или успеваемость. Позиция «я заплатил деньги, и мне обязаны дать диплом» на программах МВА и ЕМВА не срабатывает.

Отформатировано    

Многие бизнес-школы уверяют, что корректируют программу в соответствии с реалиями и запросами бизнеса. Но стоит помнить, что для создания хорошей программы нужно довольно много времени, а следовательно, постоянное внесение кардинальных изменений просто невозможно. Тем не менее основные тенденции бизнес-школы все же учитывают.
   
Например, еще десять лет назад никто серьезно и в полном объеме не рассматривал вопрос этики бизнеса. Сегодня же эта тема поднимается на уровне РСПП, а бизнесмены приходят к пониманию того, что эти проблемы для них даже более важны, чем объемы продаж. Многие вещи раньше считались абстрактными. Взять, например, IPO. Ну кто пять-шесть лет назад серьезно думал о том, что российские компании могут выходить на IPO? Конечно, не значит, что все должны делать это сегодня, но понимать, что это не новомодная штучка, а серьезное бизнес-решение, необходимо, для чего организуются новые курсы, связанные с рынком ценных бумаг, инвестициями и т.д.
   
Выпускники и слушатели бизнес-школ часто отмечают, что образовательный процесс во многом выстраивает модель делового мира с его проблемами и перспективами. Более того, сама практическая форма занятий помогает студентам в их делах: вчера обсудили на занятиях — сегодня пригодилось в работе.
   
«Я планирую расширить свой бизнес и хочу грамотно построить стратегию развития предприятия, — рассказывает Юрий Назаров, президент компании «Мульти Групп» (слушатель программы EMBA Московской международной высшей школы бизнеса «МИРБИС»). — Для этого мне необходимо изучить методологию бизнес-управления, критический анализ, развить стратегическое мышление и более четкое понимание деловой среды, улучшить коммуникативные навыки и навыки создания эффективной команды».
   
Тем не менее далеко не всегда цель обучения на ЕМВА — получение новых знаний. Программа призвана систематизировать опыт и углублять имеющиеся знания, расширять деловые связи. Ведь здесь слушатели и сами выступают как эксперты в различных областях бизнеса, экономики и финансов.
   
Ашот Сеферян убежден: «В рамках программы ЕМВА вы не просто слушатель, вы самый важный участник этого процесса, потому что только вы сами, задействовав свой личный опыт и опыт ваших коллег, можете сделать бизнес-образование эффективным».
   
«Я бы сказал, что главное в школе — это смена мировоззрения слушателей и перестройка его на рыночный образ мышления. Это смена жизненных ориентиров вообще», — уверяет Александр Ходырев.
   
По оценке Ашота Сеферяна, программ, действительно соответствующих статусу executive очень мало. Пожалуй, чтобы пересчитать их, хватит пальцев одной руки. Но программы постоянно развиваются, и есть надежда, что через несколько лет их станет больше.


   
Есть мнение
   
Виктория Пралич, исполнительный директор компании MBA Consult:
   
«В последние два-три года наблюдается значительный рост спроса на программы Executive МВА западных бизнес-школ. При этом сам executive-кандидат молодеет. Если раньше средний возраст был примерно 34–35 лет (среднестатистический общемировой показатель), то сейчас очень много запросов от людей условно молодых — 28–30 лет. Несколько лет назад поступление на программу Executive MBA в 28 лет скорее считалось исключением, чем правилом. Сейчас очень много молодых кандидатов успешно поступают на модульные программы для менеджеров высшего звена.
   
Выбор Executive-программ, которые подходят российским кандидатам, на самом деле не очень велик. В первую очередь это связано с неудобным графиком обучения и географической удаленностью школ. Тем не менее многие западные школы активизируют свои маркетинговые программы в России и привозят много новых интересных программ. Появились довольно нестандартные европейские игроки. Например, школа SDA Bocconi, Cass Business School. Если раньше на рынке правили бал Chicago GSB, Duke University, INSEAD, то сейчас становятся все популярнее Oxford, London Business School, Instituto de Empresa, то еесть европейские школы. Одна из причин этого — географическое расположение школ. Как бы ни были привлекательны американские школы, но мотаться из России в США по выходным очень тяжело. Поэтому американские программы Executive до сих пор, несмотря на регулярное попадание в топ-листы различных рейтингов, не слишком популярны у россиян. И если все-таки люди отдают предпочтение американским школам, то стараются выбирать те, которые имеют кампусы в Европе».
   
Есть мнение
   
Александр Сергеев, руководитель программы Executive MBA Московской международной высшей школы бизнеса «МИРБИС»:
   
«Программа ЕМВА должна дать слушателю новый взгляд, новую философию бизнеса, если хотите. Ситуация в российском бизнесе стремительно меняется — все чаще приходится конкурировать не с локальными, а с глобальными игроками. В связи с этим перед российскими компаниями возникают новые задачи: сегодня они обязаны быть амбициозными, играть по-крупному. А крупная игра требует новых «козырей». Тех качеств, которые были необходимы российскому топ-мпенеджеру вчера — решительность, смелость, напор, — сегодня недостаточно. Современный топ-менеджер — человек, глубоко понимающий закономерности развития рынка, способный выстроить стратегию развития компании и собрать для ее реализации управленческую команду. В наши дни ни для кого не секрет, что знания — это тот ресурс, который будет определять конкурентоспособность страны и каждой компании на ближайшие годы. Дать знания, позволяющие реализовывать амбициозные планы в конкурентной среде современного бизнеса, — основная цель программы ЕМВА».

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru