Зачем бизнесу командиры
Борис Щербаков
Источник:
За последние годы появилось множество управленческих книг и тренингов, эксплуатирующих стратегии великих военачальников всех времен и народов от Сунь-цзы, Аттилы и Александра Македонского до Нельсона, Суворова, Клаузевица и далее вплоть до Второй мировой. В бизнес-теории сравнительный подход вообще распространенная вещь, и некоторые из таких разработок становятся весьма популярными в силу понятности и удобства в употреблении. Но считать военный опыт полезным для управления компаниями можно лишь с большими оговорками
В бизнес-теории сравнительный подход вообще распространенная вещь, и некоторые из таких разработок становятся весьма популярными в силу понятности и удобства в употреблении. Да и почерпнуть из них можно много интересного — любой неортодоксальный взгляд на вещи заставляет, по крайней мере, думать, а это полезно.
Но популярные теории, сравнивающие бизнес с военным делом, на мой взгляд, имеют ровно такое же отношение к реальности, как, скажем, уподобление бизнеса приготовлению пищи или спорту. Или управлению оркестром (кстати, я был на мастер-классе одного немецкого дирижера, который успешно продает именно эту теорию, пользующуюся хорошим спросом в корпоративной среде, и маркетинговая упаковка у него что надо!). В любом деле есть масса схожих черт, приемов, действий при различии терминологии, но это еще не значит, что специалисты в области haute cuisine способны перейти в разряд классных дирижеров и наоборот. По сути, бизнес — это искусство управления людьми c целью получения прибыли. Военное мастерство тоже искусство управления людьми как ресурсом для достижения определенной цели. Цель — победа над противником, сулящая в большинстве случаев и материальные выгоды победителю. На этом, пожалуй, схожесть процессов управления закачивается. На войне у людей нет иной мотивации, кроме стремления выжить. В бизнесе, конечно, можно применить военную терминологию, но здесь понятия «выжить» и «победить» означают нечто совсем иное. Конечно, военные методы управления — это реальность в тех сферах и структурах, где беспрекословное выполнение приказов вышестоящих начальников, система строгих и неизбежных наказаний за инициативу, устав, правила, регламенты — основа порядка и мироустройства, залог эффективной работы всей системы. Такие области, безусловно, есть и на производстве, и в сфере услуг, в розничной торговле например. Даже в ряде российских банков, по отзывам работавших там сотрудников. Однако, на мой взгляд, абсолютизация полезности военного опыта чревата потерей контроля над человеческим фактором бизнеса, который иногда может выступать существенным дифференциатором в конкурентной среде. Помимо достижения цели — эффективности управления ресурсами («победить») — люди в перспективе должны хотеть работать в вашей организации, хотеть не просто выжить, но жить и приносить пользу. В военной системе, где каждый день — боевые действия или их репетиция и законы мирного человеческого общежития неприменимы, люди вряд ли захотят добровольно, с энтузиазмом создавать добавленную стоимость. Заставить их волей верховного главнокомандующего можно, но ненадолго. Плетка все-таки не самый эффективный инструмент мотивации (хотя совсем отрицать ее значение глупо).
А создание стройных теорий бизнес-управления с военной окраской, ей-богу, не составляет большого труда. Берется какой-нибудь хорошо или даже малоизвестный китайский (монгольский, арабский, испанский) воитель, оставивший документальные откровения насчет ведения войны до победного конца, и плавно переводится на язык бизнес-операций: стратегия, планирование ресурсов, план операции, подготовка личного состава, психологическая обработка противника — найдите эквиваленты военным терминам в стандартном бизнес-плане, и успех мастер-класса обеспечен. В конце делается какой-нибудь парадоксальный вывод — к примеру, «нельзя загонять врага в угол». Ярко, но, простите, тривиально.
Автор - генеральный директор Oracle в СНГ
|