Харизма — это особый дар руководителя. Харизматики способны буквально заворожить подчиненных, вдохновить на сложные дела, побудить к прорывам. Их точка зрения бывает не бесспорной, но, за что бы они ни брались, все получается чрезвычайно интересно. Широта взгляда, умение угадывать верные стратегии, находить нестандартные решения — вот безусловные плюсы таких людей.
Харизму нельзя в себе воспитать. Это, повторюсь, талант. Но для того чтобы состояться как руководитель, необязательно иметь харизму. Я, например, типичный управленец без харизмы. Да и вообще образу современного топ-менеджера не соответствую. Я не очень доверяю популярным методикам и тенденциям и больше прислушиваюсь к своим ощущениям, интуиции. Уже более 10 лет я работаю в парфюмерно-косметическом бизнесе (до «Иль де Ботэ» была гендиректором сети «АрбатПрестиж», коммерческим директором «Л'Этуаль»), но так и не полюбила деловые тусовки и не хожу на презентации, хотя знаю, что какие-то важные вопросы можно решить именно там — обрасти полезными знакомствами, например. Я не отношусь к стратегам. Мне проще не генерировать свои, а воплощать чужие идеи, адаптируя их к ситуации. Я многое делаю сама — и не потому, что не умею делегировать полномочия. Каждый человек в моем отделе обладает очень большими полномочиями в рамках своих обязанностей. Но если есть риск, что ошибка при особо ответственных решениях нанесет ущерб компании, лучше за нее буду отвечать я, нежели кто-то из моих подчиненных.
Мне кажется, успех менеджера заключается не в харизме, а в способности собрать вокруг себя сильную команду. Харизматичных руководителей, как правило, одновременно уважают и побаиваются. Я же считаю, что сильную команду невозможно построить на таком сочетании чувств. Если с уст подчиненных срывается фраза «как скажете», меня это внутренне напрягает. Одна из основных задач руководителя — внушить подчиненному уверенность в себе, тогда он свернет горы. Как это сделать? Показать, как сам справляешься с подобной задачей, вывести типовое решение, а дальше люди по накатанной будут пользоваться этой схемой. Сомнения в своих силах и правильности действий у них не возникнет.
Часто руководители жалуются на подчиненных — дескать, работают не так, как хотелось бы. Значит, сами виноваты, что не научили их. Я стараюсь по 10 раз объяснять одно и то же, если человек сказал, что не понял. Но при этом не люблю, когда систематически не выполняют мои указания. Наверное, мне проще с таким человеком расстаться, чем доказывать свою правоту. По складу своего характера я «играющий тренер». Такой стиль руководства подразумевает некую родственность в отношениях: кого-то где-то похвалить, где-то поругать, обязательно выслушать любого, кто придет со своими заботами, и учить самостоятельно достигать целей. Он требует умения объяснить людям, что изменения в компании касаются не только ее интересов, но и каждого человека. Я думаю, что, предварительно поговорив с сотрудниками, услышав их мнение по поводу перемен, получив даже их одобрение, гораздо проще что-либо внедрять — они по-другому начинают относиться к переменам.
Харизматики, как правило, непрогнозируемы, их поступки сложно просчитать. Это создает сложности для тех, кто с ними работает. Руководитель должен быть как на ладони у подчиненных: максимально понятный и прозрачный. Моя команда хорошо меня изучила, они знают, как я реагирую в той или иной ситуации, какое решение могло бы быть с моей стороны. Люди все это сопоставляют и принимают решения самостоятельно, а ко мне подходят только в крайних случаях, когда, к примеру, сумма сделки слишком большая и они не могут взять на себя ответственность. Так что отсутствие харизмы мне никак не мешает. И без нее хватает хлопот.