Ситуация, складывающаяся на кадровом рынке в сфере медицины и фармацевтики, служит наглядным отражением событий, происходящих в этой профессиональной области.
Сейчас происходит активное развитие медико-фармацевтической отрасли: возникают новые направления, постоянно выпускаются новые препараты, совершенствуются методы лечения заболеваний, открываются представительства иностранных компаний в России, появляются аптеки, диагностические центры и стационары, строятся заводы по производству и переработке лекарственных средств. Подобные события не могут не сказаться на кадровом состоянии в этой сфере. Так, крупные работодатели ежегодно увеличивают штат в среднем на 50–100 человек. Поэтому аналогично ситуации, характерной для многих других отраслей, в этой профобласти требуются как профессионалы, так и специалисты начального уровня.
Всего в июле на сайте HeadHunter количество вакансий, опубликованных работодателями в индустрии «Медицина/Фармацевтика», ненамного превысило число резюме соискателей, стремящихся найти работу в этой области (2245 и 2112 соответственно). Причем характерно, что «Продажи» и «Продвижение лекарственных препаратов» во много раз опережают все другие специализации по количеству размещенных в них открытых позиций (457 и 404). Интересно, что именно в этих же направлениях присутствует больше всего резюме (328 и 402). Такое единодушие работодателей и соискателей объясняется тем, что многие медицинские работники путем перехода в сферу продаж стремятся увеличить свой доход. Недаром уровень ожидаемого заработка составляет в среднем $1500, что на $300 превышает предложение. Похожая ситуация складывается и в «Маркетинге», где зарплатные пожелания соискателей ($1800) на $300 выше, чем средняя сумма, заявленная работодателями. Кстати, число резюме в этой специализации также превосходит количество имеющихся вакансий (239 и 172).
В половине представленных в профобласти «Медицина/Фармацевтика» специализаций зарплатные пожелания соискателей превышают соответствующие предложения работодателей.
Среди тенденций, выявленных в процессе анализа статистических данных, можно упомянуть и существенное превышение в несколько раз числа открытых позиций по сравнению с имеющимися резюме в направлениях «Начальный уровень/Мало опыта» (211 и 53) и «Провизор» (189 и 89). Причины нехватки подобного рода кандидатов следует искать прежде всего в низком уровне оплаты труда ($800 и $850) и довольно напряженных условиях работы. И хотя для большинства медработников их профессия является настоящим призванием, и они не разочаровываются впоследствии в выбранной специальности, но все же для них характерны довольно интенсивные внутрипрофессиональные перемещения, целью которых является в том числе и повышение уровня дохода. Недаром аптечные сети для удержания сотрудников практикуют различные варианты компенсационных пакетов.
Наибольшая средняя заработная плата ($1500) предлагалась в специализациях «Маркетинг» и «Клинические испытания», а меньше всего готовы платить в «Оптике» – $700. Что же касается запросов соискателей, то больше всего в среднем хотят получать в «Маркетинге» ($1800), а наименьшие запросы у младшего и среднего медперсонала – $700. Интересно, что даже соискатели начального уровня стремятся к большему, указав в качестве минимального заработка в среднем $800. Такая ситуация неслучайна, поскольку в категорию «Начальный уровень/Мало опыта» попадают и выпускники вузов, и те специалисты, которые, к примеру, хотят перейти из другой сферы деятельности, то есть кандидаты с высшим образованием. Соответственно и самооценка у них выше. В целом, следует отметить, что в половине представленных в профобласти «Медицина/Фармацевтика» специализаций зарплатные пожелания соискателей превышают соответствующие предложения работодателей.
По данным компании HeadHunter за июль 2007 года
Специализация |
Зарплата, предлагаемая работодателями, $ медиана |
Зарплатные ожидания соискателей, $ медиана |
Количество вакансий |
Количество резюме |
Ветеринария |
1000 |
1200 |
44 |
36 |
Лаборант |
950 |
800 |
14 |
27 |
Лечащий врач |
950 |
1100 |
107 |
179 |
Маркетинг |
1500 |
1800 |
172 |
239 |
Младший и средний медперсонал |
750 |
700 |
60 |
63 |
Начальный уровень/Мало опыта |
800 |
800 |
211 |
53 |
Провизор |
850 |
1000 |
189 |
89 |
Продажи |
1200 |
1500 |
457 |
328 |
Продвижение лекарственных препаратов |
1250 |
1500 |
404 |
402 |
Продвижение медицинского оборудования |
1250 |
1200 |
233 |
191 |
Сертификация |
1200 |
1200 |
63 |
68 |
Клинические испытания |
1500 |
1200 |
64 |
112 |
Производство |
750 |
1000 |
57 |
57 |
Административный персонал |
1000 |
1000 |
158 |
212 |
Оптика |
700 |
1000 |
6 |
8 |
Психология |
1000 |
800 |
6 |
48 |