Держитесь своих обязанностей
Борис Щербаков
Источник:
Людям свойственно пытаться манипулировать другими людьми. А подчиненным — начальником. Но что это за начальник такой, каков уровень его интеллекта и опыта, если им можно манипулировать?
Если вы не смогли сразу понять, что подчиненные используют вас в своих целях, то либо вы с такой ситуацией согласны, либо вам недостает времени и опыта, чтобы прийти к этой мысли (но вы к ней все равно придете, и подчиненным “мало не покажется”), либо так вам и надо, вы зря занимаете место, требующее высокого аналитического потенциала — у вас его, увы, нет. Отбросив третий вариант, рискну предположить, что первые два нередко случаются в жизни, и никакой трагедии в том нет.
Наверняка вам встречались сотрудники, которые приглашают вас на различные рабочие встречи, где вашего участия вроде и не требуется? И вы на эти встречи исправно ходите? Значит, вы позволяете использовать себя. С помощью вашего присутствия подчиненный пытается облегчить и ускорить решение возложенной на него задачи. В принципе это совсем не идет во вред делу. Но как только вы почувствуете, что ваше присутствие становится контрпродуктивным (например, не оставляет пути к эскалации переговоров, которые могли бы закончиться более выигрышно), то надо с такой формой манипуляции заканчивать. Или вы начинаете замечать, что сотрудник, исправно отчитывающийся о проведенных мероприятиях, встречах, деловых ужинах, совершенно не приносит результатов, что особенно заметно на фоне его коллег, делающих ту же работу. Скорее всего, это использование служебного положения по методу “жизнь удалась”, когда конечный результат для человека — не главное, а важен сам процесс. Распознать такой метод манипуляции нетрудно, а время принятия решения об увольнении зависит от терпеливости начальника, его веры в человеческие добродетели, не более того.
Но все-таки чаще просьба к начальству о вмешательстве в рабочую ситуацию, своего рода манипулирование происходит в силу отсутствия широты взгляда, недостаточной информированности сотрудника, а не по злому умыслу. Например: “Надо надавить на клиента, а то он выберет конкурента”. Но вы-то знаете, что процесс под контролем, так что веди, друг, свое дело профессионально, делай все, что от тебя требуется, и оставь мне решение стратегических вопросов совсем не уровня данной сделки, использование иных методов убеждения клиента. Мне приходится часто “заворачивать” серьезные письма, подготовленные сотрудниками для клиентов, по причине той же узости взгляда на вещи. Часто люди используют не до конца проверенную или неполную информацию либо все излагают правильно, но с одним “но”: они совершенно не видят последствий своих письменных ответов на обращения клиентов, не представляют, как будет восприниматься их стиль, форма, даже как вообще могут быть прочитаны те или иные речевые обороты. Бывает по форме все правильно, а по сути отписка. Но если уж вы поставили свою подпись под подготовленным письмом — значит, с использованием вас в качестве “аргумента” согласились. Однозначно следует отмести возможность манипулирования начальником с использованием обмана, ложной информации, шантажа, преднамеренного сокрытия правды. Будучи единожды применены и распознаны (а именно этим, поверьте, дело всегда и заканчивается), такие инструменты приведут к безоговорочному разрыву отношений.
Самым эффективным способом борьбы с манипулированием со знаком “минус” (то есть неприемлемым для вас) является честное, доверительное отношение друг к другу. Доверие возникает в результате многократного испытания жизненными и производственными ситуациями, когда съедены пуды соли, выпиты литры чая и, чего греха таить, не только. И надо на самой ранней фазе диагноза не дать вирусу манипулирования разрушить эту эффективную модель управления.
Автор - гендиректор компании Oracle в СНГ
|