Покаюсь: воспользовался на днях служебным положением в личных целях. Попросил коллегу по редакции кое-что выяснить. Журналист ведь чем отличается от людей прочих профессий: он может (да, собственно, и должен) добывать информацию не из СМИ, а прямо из первоисточников. Тем же самым занимаются в принципе следователи и шпионы, однако у них все-таки более специализированный и узкий круг задач. Да и контактов с ними нет. Пришлось попросить обратиться к первоисточникам коллегу. Любопытство было удовлетворено. Впрочем, не такое уж это и злоупотребление — я ведь сейчас расскажу, что это было за дело.
Кто регулярно бродит в Интернете, тот наверняка слышал запись некоего производственного совещания в некоей крупной российской промышленной компании, на котором начальник распекает подчиненных отборным матом. Две фразы оттуда стали уже классическими. Руководитель упрекнул подчиненных ему проектантов в том, что они “прос…ли все полимеры”, и предложил нерадивым работникам уйти с рынка, если у них “нет потенции”. Ежели кто до сих пор не слышал этого менеджерского шедевра, тот без труда сможет найти его через Google по указанным ключевым словам.
Интернетовскую общественность, впечатленную изысками ничем не приукрашенной родной речи, очень интересовало, действительно ли это запись производственного совещания в “Северстали” (бренд звучит в записи) или же просто “фейк”, то есть искусная подделка. Так вот, коллеге удалось выяснить: это действительно запись совещания в одном из подразделений холдинга “Северсталь”. Она есть у многих белых воротничков холдинга, они ее слушают с удовольствием, хотя и не особенно удивляются: источник сообщил, что обсценная лексика на важных совещаниях — норма. Главный герой, правда, уже уволился — по причинам, не связанным с записью.
Какие, собственно, выводы можно сделать из того факта, что и сейчас, спустя 15 лет после начала перехода России к рынку, жизнь рядовых работников крупных компаний практически ничем не отличается от того, что они видели и слышали от начальства при советской власти? Да приблизительно те же, что сделал еще 10 лет назад, в июле 1997 г., экономист Брэдфорд ДеЛонг из университета в Беркли, когда опубликовал статью под заголовком The Corporation as a Command Economy. Для рядовых сотрудников жизнь в больших корпорациях буквально то же самое, что и существование в командной социалистической экономике. Недаром же IBM, к примеру, конкуренты называли Большим Братом, подразумевая, что в этой корпорации все устроено по-оруэлловски. Он начальник — ты дурак. Сказали тебе что-то делать — ну делай. Сугубо же капиталистическое отличие американских корпораций от советских, как следует из рассуждений ДеЛонга, состоит в том, что действия руководства американских фирм подчинены “ценовому механизму”, а не субъективному представлению о том, что “нужно народу”.
Не стоит удивляться, в общем, что большинству населения России сейчас совершенно все равно, огосударствляется собственность или приватизируется, — жизнь-то не меняется. Но раз уж идет огосударствление, давайте пожелаем, чтобы руководители наших корпораций вели себя рыночно. Не нужно нелепых шпионских скандалов — давайте лучше продавливать Запад на предмет квот и благоприятного режима для российских инвестиций.
А про кадровую обстановку в “Северстали” мы подробнее напишем в одном из ближайших номеров.