Особенности национальной карьеры
Когда встречаешь, например, отоларинголога с фамилией Клешня или дирижера с фамилией Скрипка, то в голову сразу приходит мысль о том, что, наверное, имя играет не последнюю роль в судьбе. Алексей, опережая вопрос о своей фамилии - Механик, сам начал разговор с этой темы:
- У нас интересная ситуация в семье. Фамилия определила выбор профессии. Мой отец всю жизнь проработал старшим механиком на торговом флоте, и я без раздумий решил посвятить себя этой специальности. Возможно, если бы в стране не произошли перемены, так бы и работал на судах. Но в 90-е годы появилось много возможностей для развития, и я решил попробовать себя в совершенно другой сфере.
- И в другой стране?
- Да, я давно мечтал найти работу за рубежом. Хотел уехать в Канаду на ПМЖ, но оформление документов затянулось. В тот момент я работал в фирме по продаже автомобилей. Однажды после удачной сделки с Pepsi-Cola со мной связался представитель компании, увидевший во мне потенциал продавца, и пригласил к ним в команду. В Pepsi я проработал дольше всего, по трудовой книжке меня туда нанимали три раза!
Алексей не видит ничего предосудительного в ситуации, когда сотрудники возвращаются в компанию. Ведь для специалиста, который хочет расти, не всегда находится подходящее место в его фирме, поэтому он вынужден набираться опыта в другой организации. Главное - адекватное отношение руководства, ведь не секрет, что в некоторых компаниях "предателей" назад не берут. Первый раз Алексей расстался с Pepsi, когда все-таки получил долгожданный вид на жительство в Канаде.
- Было потрачено столько сил и времени, что не воспользоваться таким шансом я просто не мог, хотя меня все отговаривали. Я оставил любимую работу и решил испытать судьбу. Не могу сказать, что мне очень понравилось в Канаде, все-таки это другой мир, другая культура, другое восприятие жизни. Мне кажется, что для миграции должны быть более серьезные причины: либо политические (преследование, например), либо финансовые (чтобы больше зарабатывать). Я же ехал из любопытства, когда я его удовлетворил, то решил вернуться в Россию. Тем не менее, я не жалею об этом эксперименте.
- Вы снова пришли в Pepsi? Неужели на Вас там не обижались?
- Я не просто вернулся, а с повышением. Затем снова ушел и снова возвратился. Окончательно покинул компанию, когда меня пригласили на должность генерального директора "Данон". И тут уж не могло быть никаких обид, так как все понимали, что от таких предложений не отказываются.
Напитки и бисквиты превращаются…
- Алексей, Вы столько лет отработали в западных компаниях, как решились возглавить российский бизнес?
- Я всегда побаивался этого перехода. Но встреча с акционерами "Натур Продукта", молодыми, незашоренными людьми, с серьезным образованием и современными взглядами на бизнес, рассеяла все сомнения.
- Генеральный директор западной и российской компании - это разные роли?
- Абсолютно. В западной компании действия гендиректора во многом определены сверху. Все его телодвижения зависят от штаб-квартиры. Это технический исполнитель, ретранслятор идей. Многие шаги, необходимые по экономическим соображениям, не делаются по соображениям политическим. В российской же компании больше возможностей для творчества. Нет штаб-квартиры и указаний свыше. Есть совет директоров, который ставит задачи перед топ-менеджером. При этом каждый шаг не контролируется. Но, к сожалению, далеко не во всех российских фирмах корпоративная культура дотягивает до западного уровня, кое-где управление происходит не по корпоративным стандартам, а по воле одного царька - владельца бизнеса.
- Вы сменили сферу деятельности. Трудно после напитков и бисквитов заниматься фармпродукцией?
- Конечно, фармацевтическое или биологическое образование не помешало бы. Тем не менее, законы бизнеса похожи. Ведь моя задача - не изучать, скажем, состав того или иного препарата, а развивать компанию. У нас есть специалисты в области фармацевтики, досконально я не вникаю в их работу. Считаю, что важно уметь делегировать полномочия.
- Вы успешный топ-менеджер, известны на рынке. А куда расти дальше? Нет желания организовать собственный бизнес?
- У всех наемных менеджеров, которых я знаю, такие мысли есть. Но у меня своя теория на этот счет. Чем выше человек поднимается по карьерной лестнице, чем больше у него зарплата, соцпакет, тем сложнее рисковать. Ведь даже при благоприятных обстоятельствах нет 100% гарантии, что все получится, что удастся достичь желанных результатов. Многие управленцы - хорошие исполнители, но не факт, что они способны создать что-то сами. Лично я откладываю идею о собственном бизнесе до того момента, когда заработаю достаточно средств, чтобы без особого дискомфорта преодолевать неизбежные трудности.
- Насколько для Вас важны власть над людьми и материальное благополучие?
- По молодости очень хотелось кем-то руководить и быть начальником. Сейчас это прошло. Не могу сказать, что мне нравится командовать. А что касается материального благополучия, то все люди не живут ради работы, а работают ради жизни. Это нормально!
Риск - благородное дело?
Алексей говорит, что он очень демократичный руководитель. По его мнению, такая позиция позволяет добиться доверия сотрудников и создать благоприятную атмосферу в коллективе.
- Когда сотрудников не пасут каждый день, а оценивают по результатам, то коллектив еще больше сплачивается. Меня не интересует, кто пришел на работу в 8.00, а кто в 8:05. Главное - я знаю, что людям интересно работать, и каждый из них вкладывает в дело душу.
- Какой из своих проектов Вы считаете самым успешным?
- С точки зрения масштабности, пожалуй, самым удачным был "Данон-Большевик". За три года мы увеличили оборот компании с 60 до 120 млн. долларов. Это произошло благодаря тому, что мы полностью перестроили систему дистрибуции, причем в максимально короткие сроки.
- А какую роль в успехе играет удача?
- Слагаемых успеха очень много. Важно быть харизматичным, уметь рисковать. И удача играет не последнюю роль. Я думаю, что много умных людей не сделали карьеру только потому, что в их жизни не произошла какая-то важная встреча, не было счастливого случая.
- Вы сказали, что важно уметь рисковать. Вам никогда не бывает страшно это делать?
- У нас в стране сейчас очень благоприятная ситуация с работой: предложений больше, чем кандидатов. На Запада совершенно другая ситуация, там потеря места - трагедия. Поэтому у нас рисковать легче! Но бизнес - не казино, риск должен быть разумным.
- Как Вы проводите свободное время?
- Его не так много! В связи с работой пришлось переехать в Петербург, теперь разрываюсь между двумя столицами. Стараюсь использовать любую возможность, чтобы побыть в кругу семьи. А что касается увлечений, то я фанатик гольфа, член Московского городского гольф-клуба. В Питере с этим проблема, поэтому пока пришлось оставить хобби.
- Получается, что бизнес играет приоритетную роль в Вашей жизни?
- Когда карьера только начиналась, то в жизни была только работа. Сейчас я понимаю, что бизнес - не единственная ценность в жизни, есть много других интересных вещей.
Принципы Алексея Механика:
- Каждый бизнесмен должен хотеть стать первым. Иначе просто нельзя добиться успеха.
- Не принимать на работу случайных людей. Я беру специалистов, в которых уверен на 100%.
- Внимательно относиться к сотрудникам. Люди любят, когда результат их работы оценивается, и страдают от того, что их успешная работа проходит незамеченной.
- Четко ставить задачи. Одну и ту же фразу два человека могут понять по-разному. Поэтому важно уметь доходчиво формулировать свои мысли.
- Лучший способ сэкономить время - потратить его на то, чтобы обучить коллег.
Родился в 1963 г. в Санкт-Петербурге. Окончил Государственную морскую академию им. адмирала С. О. Макарова. Получив диплом инженера, устроился механиком в Балтийскую кораблестроительную компанию. В 1993 г. перешел в Pepsi-Cola. Через три года уехал на ПМЖ в Канаду. Спустя полгода вернулся в Россию, в Pepsi-Cola, но уже на позицию директора по продажам. В момент реструктуризации компании ушел в пивной бизнес, три года работал в Швеции в Baltic Beverages Holding региональным директором. В 2001 г. в третий раз устроился в Pepsi-Cola. В 2003 г. приглашен на должность генерального директора в компанию «Danon-Большевик». В 2006 г. перешел в «Натур Продукт» на должность генерального директора.
О компании Компания "Натур Продукт" образована в 1993 г. для реализации фармацевтической продукции из стран Западной и Восточной Европы. Вскоре фирма начала развивать производство в странах Западной Европы, расширила собственную дистрибьюторскую сеть на всей территории России. На сегодняшний день в состав организации входят 28 дочерних предприятий, расположенных по всей России и в странах СНГ. Другим направлением деятельности компании является управление одной из крупнейших в России аптечных сетей «Здоровые люди».
|