Сам себя не узнаешь
Майя Балабанова, Татьяна Матанцева
Источник: http://www.ruptur-russia.ru
К услугам специалистов по имиджу прибегает множество состоятельных, но не вполне уверенных в себе людей. Методы предлагаются иногда довольно экзотические: например, определение характера по внешности клиента
Профессия имидж-консультанта предполагает полное доверие со стороны клиента
Когда Игоря Томилина повысили и назначили руководителем отдела по подбору персонала в московском банке, ему было всего 24 года. А тут пришлось встречаться и проводить собеседования с солидными кандидатами, гораздо опытнее и старше его самого. Игорь нервничал, краснел и терялся. Друзья посоветовали ему купить дорогой костюм, хорошие часы — это, мол, поможет чувствовать себя более уверенно. Но через полгода Томилин уволился — не выдержал напряжения. “Как я ни пытался, так и не смог играть роль начальника, — объясняет Игорь. — Ну не мое это. И ни туго затянутый галстук, ни костюм синего цвета, якобы "располагающего к вам собеседника", тут не помогут”.
Случается так, что человек заработал немалые деньги и добился положения, но не очень понимает, как ему следует выглядеть и как себя вести. Уверенности в себе это не прибавляет. И тут на помощь приходят имидж-консультанты. “Одна из проблем, с которыми ко мне обращаются, —
недостаток статусности в образе, — рассказывает генеральный директор компании All about luxe Юлия Бевзенко. — Сейчас молодые люди очень рано достигают карьерных высот. Поэтому встречаются топ-менеджеры, которые носят костюм Brioni, часы Vacheron Constantin, а при этом по-прежнему выглядят как начинающие специалисты“.
Слушая жалобы банкирши, он сочувственно кивает, а сам тем временем прилежно изучает черты ее лица, задавая вроде бы не относящиеся к делу вопросы
Человек без маски
Одна из топ-менеджеров Moscow Business School Елена Новикова (имя изменено по ее просьбе) на первой консультации у Юлии Бевзенко провела три часа. Ей проводили “анализ цветовой гаммы”: прикладывали ткани разных оттенков и текстур и выбирали те, которые больше подходят. Конечно, этим дело ограничиться не могло. На второй консультации Бевзенко с помощью тестов определила “психотип” Новиковой — получился “романтик”: исключительно женственный, тонко чувствующий и элегантный образ. Но это и оказалось “зоной риска”, так как в офис Новикова так не могла одеваться. Для этого Бевзенко не только подобрала клиентке более статусные вещи, но и дополнила их аксессуарами.
Понятно, что профессия имидж-консультанта предполагает полное доверие со стороны клиента. Однако ни бизнесмены, ни политики вовсе не склонны слепо доверять тем, кто обещает коренным образом поменять их образ. “Ирина Хакамада рассказывала, что еще в начале карьеры ей советовали во время эфира на телевидении теребить пуговицу, —
вспоминает Екатерина Егорова, президент консалтинговой группы компаний “Никколо М”. — И чтобы эта пуговица “случайно” отрывалась. Хакамада совету не последовала и решила не менять имидж серьезного политика на образ ранимой женщины“. По словам Егоровой, специалисты “Никколо М” консультировали Бориса Ельцина, депутатов Госдумы, губернаторов. И всегда исходили из того, что имидж должен быть “экологичным” — пусть внутренний мир соответствует внешнему образу: “Мы никогда не предложим человеку носить маску, в которой ему некомфортно”. По мнению Екатерины Егоровой, для политика это особенно важно — ведь любой человек может определить, что политик “носит маску”. “Именно простые люди составляют рейтинги популярности того или иного персонажа, — говорит Егорова. — Если человек ведет себя неестественно, то люди это чувствуют. Поэтому и рейтинг у него низкий”.
С “человеком в маске” приходилось сталкиваться и генеральному директору студии имидж-консалтинга First Impressions Юлии Курышевой. “Недавно ко мне обратилась женщина лет сорока. Она была стильно одета, грамотно накрашена, — рассказывает Курышева. — Но что-то в ней было не так.
И она рассказала, что чувствует себя некомфортно в этом образе“.
Специалистов по имидж-консалтингу в Москве становится все больше. И они все чаще используют инструменты из арсенала психолога: ведь речь идет уже не просто о коррекции внешности, но о глубоком психологическом анализе — без этого не приведешь внешний образ в соответствие внутреннему миру. И все же до сих пор в этой области существует принципиальное разделение труда: чтобы выбрать подходящую одежду, придется обратиться к профессиональному шоперу. Вашей прической займется парикмахер имидж-студии, манерами и дикцией — еще один специалист. Всем этим людям, понятное дело, надо на сто процентов доверять. А вот где бы найти профессионала, который решит все проблемы имиджа разом?
Новые веяния
Спрос, как известно, рождает предложение, и в последнее время все чаще слышно о людях, которые называют себя сложным словом “релукер-морфопсихолог” и берутся всего за час определить ваш характер по чертам лица. А затем остаются сущие пустяки: за два часа вам изменят прическу, а затем, если вы захотите, съездят с вами в магазин и подберут одежду.
Дисциплина под названием морфопсихология была изобретена во Франции еще в 1937 году. Приверженцы этой теории считают ее наукой и частью психологии, однако, насколько удалось выяснить “Пятнице”, в профессиональном сообществе психологов (во всяком случае, в России) ее всерьез не воспринимают. Во Франции существует Ассоциация морфопсихологов, однако и там этот метод оценки характера человека запрещено применять при найме на работу: считается, что он ведет к дискриминации, тем более что связь между внешностью кандидата и его профессиональными качествами, мягко говоря, не доказана.
Поиски подобных специалистов в Москве не увенчались успехом, так что корреспонденту “Пятницы” пришлось искать их в Париже, где морфопсихологи, судя по всему, достаточно востребованы.
Марк Дюга — модный парижский морфопсихолог — встречает нас на пороге своей студии на улице Лобино. Он полноват, носит белый свитер и обаятельно улыбается. Его студия чрезвычайно похожа на обычный салон красоты, однако Дюга очень гордится тем, что первым во Франции начал применять морфопсихологическую методику. Он любезно разрешил присутствовать на своей консультации корреспонденту “Пятницы”, клиентка — Рене-Мари Шозью, банковский консультант по инвестициям — тоже не возражала.
У мадам Шозью вроде бы все хорошо: любящий и заботливый муж, на работе ее ценят, недавно опять повысили, живет она в просторном и уютном доме в респектабельном парижском предместье. И все же налицо серьезная проблема: “Я никак не могу избавиться от чувства неудовлетворенности. Может быть, это просто плохое настроение? Или всему виной перегрузки на работе?” — жалуется Рене-Мари.
Однако релукер-морфопсихолог так не думает. Слушая жалобы банкирши, он сочувственно кивает, а сам тем временем прилежно изучает черты ее лица, задавая вроде бы не относящиеся к делу вопросы: “А куда бы вы хотели отправиться в путешествие? Как вы обычно украшаете дом на Рождество? А мебель как расставляете?”
Эта странная беседа продолжается примерно час, а потом Марк Дюга говорит следующее: у Рене-Мари Шозью лицо шестиугольной формы при четко выраженной лобовой части, что говорит о сильной, страстной, любвеобильной натуре. При этом рациональный подход к жизни играет для нее существенную роль, контролируя чрезмерные эмоциональные порывы. Значит, внешний облик должен отражать эти особенности ее личности: лицо следует оставить полностью открытым, чтобы не стеснять выражение эмоционального начала. Прическе нужна четкая структура, соответствующая рациональному контролю, а стрижка должна быть не гладкой, а с переходами объемов. В одежде Рене-Мари, как банковскому сотруднику, приходится следовать классическому стилю, но для внутреннего комфорта ей необходимы аксессуары, которые будут отражать ее эмоциональное начало. Ей подходят структурные ткани, а гладких лучше избегать, обычному шелку следует предпочесть дикий, хлопку — лен, кашемиру — грубую шерсть.
Чтобы вынести такой вердикт, Дюга не понадобились ни образцы ткани, ни “цветовые книжки”, которые обычно используют консультанты по стилю: “Мне достаточно изучить морфопсихологический профиль человека, чтобы понять, какой стиль одежды и какая цветовая гамма его украсят и подчеркнут особенности его личности”. Рене-Мари полностью удовлетворена рекомендациями.
Можно и обойтись
Морфопсихолог Дюга совершенно уверен в себе и пускается в широкие обобщения. По его словам, для каждого народа характерен особый тип лица. Например, лица большей части коренных французов шестиугольной формы, “что соответствует их открытому эмоциональному и одновременно рациональному темпераменту”, у скандинавов прямоугольные лица, выдающие их молчаливую натуру, по вытянутым вперед лицам американцев можно судить об их пресловутом динамизме, а вот у русских — внимание! — преобладает круглая или треугольная форма лица, что говорит о закрытом, сконцентрированном на себе и одновременно глубоко эмоциональном характере. “По морфологическим признакам я могу утверждать, что многие русские любят красный цвет”, — глубокомысленно заключает Дюга.
Корреспондент “Пятницы” показала морфопсихологу фотографии нескольких известных российских политиков и попросила составить их краткие психологические портреты, однако Дюга отказался: “По одному фото невозможно судить о человеке. Нужно хотя бы несколько ракурсов”. Однако дал следующую характеристику футболиста Зинедина Зидана: “Шестиугольная, переходящая в овал форма лица выдает его любвеобильную открытую природу, целенаправленность, преданность своим идеалам и некоторую непреклонность”.
Разумеется, столь смелая методика вызывает некоторое недоверие — неужели стилисты (пусть они и называют себя иначе) способны отнять хлеб у психоаналитиков? “Наивно думать, что имиджем легко манипулировать, — говорит методист Института практической психологии и психоанализа Роман Чесноков. — Внешность — это не только одежда, но также и манера говорить, жестикулировать, двигаться. Все это не переделаешь за пару дней. Просто сменой одежды резко не изменишь облик в целом”.
Конечно, чем более гибкая у человека психика, тем легче ему изменить имидж. Но если новый образ человеку совершенно чужд, то такие насильственные перемены могут даже стать причиной невроза. “Если человеку сложно приспособиться к новой роли, — говорит Чесноков, — он будет бояться выйти из образа, случайно проявить истинную сущность. Может возникнуть ощущение постоянной тревоги, напряжения. Тут главное — не довести себя до опасных для психического здоровья изменений”.
Но, к счастью, необходимость что-то поменять в своем образе возникает не всегда даже при очень быстром продвижении по карьерной лестнице. “В начале 90-х имидж-консультанты советовали одному нашему клиенту-политику быть помягче с людьми, больше выступать, обещать, — рассказывает Екатерина Егорова из “Никколо М”. — А он отказывался, говорил, что он “мужик и должен что-то делать, а не обещаниями кормить”. Чем все это закончилось? “Он столько всего наделал, что его действительно избрали в Государственную Думу”, — вздыхает Егорова.
А по словам директора департамента стратегии социально-экономических реформ Минэкономразвития Саида Баткибекова, когда в 27 лет он вдруг стал большим начальником, никакой нужды подкорректировать образ не ощутил: “Не составляет труда выглядеть хорошо на фоне чиновников”.
|