Когда капитан Патрик Финдли возглавил тюремное управление полицейского отдела Лос-Анджелеса, осужденные часами ждали распределения по камерам, а офицеры в это время разогревали в микроволновке ужины для заключенных. В поисках порядка Финдли отправился в довольно неожиданное место — компанию Toyota.
|
Образовательный центр Toyota открылся в 1998 г. в Калифорнии. Его задача — рассказать сотрудникам о философии компании и научить “бережливому мышлению”. |
|
Мудрость для всех
Школа расположилась в особняке Toyota Plaza, “бережливое мышление” преподают на восьмом этаже. Стены украшены плакатами, которые рассказывают об основных принципах компании, таких как kaizen (процесс непрерывного совершенствования) и genchi genbutsu (иди сам, смотри сам).
Понятие kaizen подразумевает, что прогресс состоит из миллиона повседневных мелких идей и новшеств, которые следуют друг за другом, что идет вразрез с популярными в Америке идеями разовых реформ, смелых шагов и гигантских прыжков.
Несколько лет назад Toyota решила делиться своей мудростью со всеми. Для большинства организаций обучение платное, но полиция и армия пользуются льготами. В 2005 г. министерство обороны США отправило представителей всех военных ведомств на обучение в Toyota. На курсах военных познакомили с принципами складского хранения и доставки комплектующих, которые применяются в компании. Сегодня эти “бережливые” принципы используются для отправки грузов в Ирак: упаковочный материал хранится ближе к погрузочным докам, что всякий раз экономит пару шагов и несколько секунд, а за смену — несколько часов.
Каждый урок бережливого мышления начинается с моделирования ситуаций на автозаводе. Сначала при помощи муляжей студенты собирают машины по американской системе, где во главе угла — выполнение производственных задач и ускоренный темп работы. Результат всегда печален: склады дилеров завалены бракованными машинами. Затем воспроизводят систему Toyota, когда любой сотрудник может остановить конвейер, чтобы устранить мелкую неполадку. На этом примере нетрудно понять, как незначительные поправки ведут к более рациональному производству.
Чтобы проверить, сможет ли система работать вне автомобильной промышленности, Toyota искала компанию, которая применяет аналогичные методы. Внимание привлекла строительная фирма Quadrant Homes. Компания строила дома и продавала готовый продукт, но часто подолгу не могла избавиться от домов, вышедших из моды. Тогда компания начала возводить дома в соответствии с планом заказчика. Это удешевило процесс и сократило сроки строительства со 120 дней до 54. Теперь в компании практически нет непроданных домов, говорит Кен Криванеч, старший вице-президент по продажам и маркетингу.
Криванеч отправил своих подчиненных в школу Toyota. Сегодня сотрудники компании регулярно расправляются с проблемами с помощью метода “планируй, выполняй, учись”, который они освоили на курсах.
Достучались до верхов
Однажды Майк Моррисон, декан Университета Toyota, предложил провести тренинг для сотрудников полиции. Для начала 60 сержантов, лейтенантов и старших офицеров полиции собрались в пресвитерианской церкви, чтобы как следует постучать по барабанам. Это упражнение, способствующее укреплению командного духа, Toyota позаимствовала у народов Африки. “Казалось, взлетает ракета”, — вспоминает Майк Даунинг, присутствовавший на ритуале. Потом преподаватель начал ускорять или замедлять темп, заставляя офицеров бить в барабаны слаженно, как будто в оркестре.
В 2005 г. капитан Финдли решил преобразить тюремное отделение полиции Лос-Анджелеса, в котором творилась полная неразбериха. Даунинг посоветовал ему обратиться в школу компании Toyota.
Но офицерам полиции с трудом удавалось провести параллели между автомобилями и преступниками. Преподаватель Мэттью Мэй задавал наводящие вопросы: “Если бы вы были деталью автомобиля, то какой именно?” В результате выяснилось, что самая важная деталь машины — та, которая не работает.
Раньше, если задержанный нуждался в медицинской помощи, его из местного участка везли в центральный, а затем обратно, чтобы закончить формальности. Применив метод Toyota, офицеры поняли, что могут сэкономить время и силы, если будут сразу регистрировать задержанных в местном участке.
Другая проблема была в том, что каждый день в пять вечера двое полицейских начинали разогревать лотки с замороженной едой. Это длилось несколько часов, и они не могли выполнять свои прямые обязанности. А все потому, что чиновники от здравоохранения требовали кормить заключенных горячей едой. Но при ближайшем рассмотрении выяснилось, что инструкция предписывала три приема пищи и только один раз — горячей. Теперь заключенных кормят горячим обедом, а на ужин они получают два бутерброда с мясом индейки, яблоко и молоко.
Начальство одобрило все идеи офицеров и согласилось с тем, что новшества “совершили переворот”. А ведь раньше никому из офицеров не удавалось донести идею до вышестоящих чинов. Благодаря школе Toyota управление полиции Лос-Анджелеса теперь экономит более $1 млн в год.
Мэттью Мэй уверен, что принципы Toyota можно применять в каких угодно отраслях: “Если это помогло полицейскому управлению, поможет и всем остальным”.