Изучаем новые положения Налогового кодекса
С.К. Бурейко
Источник:
С 1 января 2007 года в Налоговом кодексе произошли значительные изменения. Они внесены Федеральным законом от 27.07.2006 № 137-ФЗ и направлены в основном на совершенствование налогового администрирования. Однако в процессе анализа нововведений возникла необходимость уточнить некоторые нормы. О них и пойдет речь.
Новый блок поправок в Налоговый кодекс внес Федеральный закон от 30.12.2006 № 268-ФЗ (далее — Закон № 268-ФЗ). Он вступил в силу с 31 января 2007 года. Одной из главных целей этого закона является уточнение положений, которые внесены в часть первую Кодекса Федеральным законом от 27.07.2006 № 137-ФЗ (далее — Закон № 137-ФЗ) и регулируют документооборот в налоговой сфере. В частности, более детально прописан порядок представления упрощенных деклараций и отчетности в электронном виде, введены новые правила подачи деклараций крупнейшими налогоплательщиками. Разграничены и уточнены полномочия Минфина России и ФНС России по утверждению форм, порядков и форматов представления отчетности.
Поправки в часть вторую Кодекса касаются исчисления налога на прибыль при покупке и продаже земли. Корректировке подвергся и порядок предоставления имущественного налогового вычета по НДФЛ при реализации ценных бумаг. Другие нововведения имеют отношение к ресурсным налогам.
Поправки в часть первую НК РФ
Изменения, внесенные Законом № 268-ФЗ, затрагивают пять статей части первой Налогового кодекса.
Статья 23 устанавливает обязанности налогоплательщиков и плательщиков сборов. В ней законодатель определил срок, в течение которого нотариусы, занимающиеся частной практикой, и адвокаты, учредившие адвокатский кабинет, обязаны сообщать в налоговые органы по месту учета об открытии (закрытии) расчетных счетов, предназначенных для ведения профессиональной деятельности. Этот срок составляет 7 дней со дня открытия (закрытия) таких счетов. Данная обязанность введена с 1 января 2007 года Законом № 137-ФЗ.
Более четко прописаны функции Федеральной налоговой службы по утверждению различных форм и порядков, предусмотренных Налоговым кодексом. ФНС России будет утверждать формы документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий, а также порядок их заполнения. Такое дополнение внесено в статью 31, регулирующую права налоговых органов.
Данные поправки повлекли за собой изменения еще в две статьи части первой Кодекса. Так, в статье 61 установлена обязанность Федеральной налоговой службы утверждать порядок изменения срока уплаты налога и сбора. Новый пункт 10 статьи 85 возлагает на ФНС России обязанность утверждать формы документов, которые должны использовать органы, учреждения, организации и должностные лица для подачи в налоговые органы сведений по учету налогоплательщиков.
Основной блок поправок в часть первую Кодекса связан с уточнением порядка представления налоговых деклараций. В статью 80 «Налоговая декларация» внесена техническая поправка, уточняющая формулировку о том, что налогоплательщики не обязаны подавать налоговые декларации по тем налогам, от которых они освобождены в связи с применением специальных режимов налогообложения.
Упрощенная декларация
Уточнены и дополнены нормы, внесенные в статью 80 Кодекса Законом № 137-ФЗ, в части представления налогоплательщиком, который не ведет финансово-хозяйственную деятельность, налоговой декларации по упрощенной форме.
Теперь лицо, признаваемое налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, не осуществляющее операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеющее по этим налогам объектов налогообложения, сдает единую (упрощенную) налоговую декларацию. Ее форму и порядок заполнения утверждает Минфин России[1].
Закон также устанавливает срок для подачи упрощенных деклараций. Они представляются в налоговую инспекцию по месту нахождения организации (месту жительства физического лица) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом. За I квартал 2007 года нужно отчитаться до 20 апреля.
Электронная отчетность
Существенные дополнения внесены в положения статьи 80, которые регламентируют порядок представления налоговой отчетности.
Установлено, что налогоплательщики должны подавать в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию (расчет) вместе с необходимыми документами. Имеются в виду документы, которые в соответствии с Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). К ним, в частности, относится заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Налогоплательщики, торгующие с Республикой Беларусь, должны подавать его вместе с налоговой декларацией по косвенным налогам. Представлять данные документы можно как на бумажном носителе, так и в электронном виде.
Как известно, Закон № 137-ФЗ ввел обязанность для налогоплательщиков со среднесписочной численностью работников на 1 января текущего календарного года более 100 человек представлять отчетность в электронном виде. Эта норма действует с 1 января 2007 года в отношении налогоплательщиков с численностью сотрудников более 250. Так зафиксировано в порядке введения в действие указанного закона. Те, у кого численность работников превышает 100 человек, будут сдавать отчетность в электронном виде только с 1 января 2008 года.
Закон № 268-ФЗ уточняет данный порядок. Так, среднесписочная численность работников будет определяться не на 1 января текущего календарного года, а за предшествующий календарный год. Отчитываться в электронном виде обязаны также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, численность работников которых превышает установленный предел.
Статья 80 также дополнена нормой, которая обязывает упомянутых налогоплательщиков представлять сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год. Срок представления — не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации — не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация создана (реорганизована). Сведения подаются по форме, утвержденной ФНС России, в налоговую инспекцию по месту нахождения организации (по месту жительства индивидуального предпринимателя)[2].
Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за 2006 год составляла более 250 человек, должны подать сведения за прошлый год в течение одного месяца со дня вступления в силу Закона № 268-ФЗ[3]. Соответствующий показатель определяется в целом по организации, включая персонал обособленных подразделений. Организация, превышающая установленный лимит, обязана представлять налоговую отчетность в электронном виде как по месту своего учета, так и по месту ведения деятельности подразделений (см. письмо Минфина России от 29.12.2006 № 03-02-07/1-364).
Среднесписочная численность работающих рассчитывается согласно Порядку заполнения и представления формы федерального государственного статистического наблюдения № 1-Т «Сведения о численности и заработной плате работников по видам деятельности» (утвержден постановлением Росстата от 09.10.2006 № 56).
Правила для крупнейших налогоплательщиков
С 1 января 2008 года налогоплательщики, отнесенные в соответствии со статьей 83 НК РФ к категории крупнейших, должны будут представлять налоговые декларации и расчеты в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков. Вся отчетность направляется в электронном виде. Это предусмотрено пунктом 3 статьи 80 НК РФ в новой редакции. Аналогичные нормы включены во все главы Кодекса, регулирующие уплату конкретных налогов (ст. 204, 243, 289, 333.15, 346.40, 363.1, 370, 386 и 398).
До 2008 года крупнейшие налогоплательщики руководствуются 80-й статьей НК РФ с учетом изменений, внесенных Законом № 137-ФЗ, а также порядком представления налоговых деклараций (расчетов) в налоговые органы, предусмотренным частью второй Кодекса по соответствующим налогам и сборам. Иными словами, до 1 января 2008 года данная категория налогоплательщиков после окончания каждого отчетного и налогового периода обязана подавать налоговые декларации, например, по налогу на прибыль организаций по месту своего нахождения (головного подразделения) и месту нахождения каждого обособленного подразделения.
ПРИМЕР
ЗАО «Алмаз», отнесенное к категории крупнейших налогоплательщиков, состоит на учете в Межрайонной инспекции ФНС России № 48 по г. Москве. Организация имеет два обособленных подразделения, расположенных в Новосибирской области (в городах Новосибирске и Брабинске), и одно подразделение в Челябинской области (в Челябинске). В 2007 году ЗАО «Алмаз» уплачивает налог на прибыль за обособленные подразделения, расположенные в Новосибирской области, через подразделение, которое находится в Новосибирске. Налог на прибыль за филиал в Челябинске уплачивается в налоговый орган по месту регистрации этого подразделения.
С 2008 года налог на прибыль за все обособленные подразделения уплачивается в Межрайонную инспекцию ФНС России № 48 по г. Москве.
Порядок приема деклараций
Несколько поправок внесены в пункт 4 статьи 80 НК РФ. В новой редакции указано, что налоговый орган не вправе отказать налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) в принятии налоговой декларации (расчета), если она представлена по установленной форме (установленному формату). Что касается налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе, то налоговый орган обязан проставить по просьбе налогоплательщика на ее копии отметку о принятии и дату получения. Если декларация передана по телекоммуникационным каналам связи, налоговый орган должен выдать налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) квитанцию о ее приеме в электронном виде. Порядок представления налоговой декларации (расчета) и документов в электронном виде определяет Минфин России.
Форматы представления налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде утверждаются ФНС России на основании форм налоговых деклараций (расчетов) и порядка их заполнения, изданных Минфином России (п. 7 ст. 80 НК РФ).
Изменения во второй части Кодекса
Существенные поправки внесены в четыре главы: о НДФЛ, налоге на прибыль, НДПИ и земельном налоге. Все нововведения, кроме изменений в главе 23 «Налог на доходы физических лиц», распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года.
Налог на доходы физических лиц
Новшества в 23-й главе Кодекса связаны с правилами предоставления имущественного налогового вычета при продаже ценных бумаг. Согласно новой редакции пункта 3 статьи 214.1 гражданин имеет право на имущественный налоговый вычет по НДФЛ в отношении дохода от проданных до 1 января 2007 года ценных бумаг, которые находились в его собственности более трех лет. После 1 января 2007 года воспользоваться вычетом при продаже таких ценных бумаг налогоплательщик уже не сможет. Обратите внимание: изменения вступили в силу с 31 января 2007 года и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 года.
В связи с введением данной нормы законодатель разъяснил порядок получения таких вычетов. Соответствующее дополнение внесено в Федеральный закон от 05.08.2000 № 118-ФЗ (далее — Закон № 118-ФЗ).
Как следует из этого закона, существует два варианта получения имущественного налогового вычета.
Во-первых, вычет предоставляется налогоплательщику при расчете и уплате налога в бюджет у источника выплаты дохода. Им может быть брокер, доверительный управляющий, управляющий компании, осуществляющей доверительное управление имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд, или иное лицо, совершающее операции по договору поручения или по иному подобному договору в пользу налогоплательщика.
Во-вторых, получить вычет налогоплательщик может по окончании налогового периода. Для этого надо подать налоговую декларацию и пакет подтверждающих документов в налоговую инспекцию по месту жительства.
При наличии нескольких источников выплаты дохода указанный вычет предоставляется только у одного из них по выбору налогоплательщика. Но для таких налогоплательщиков законодатель предусмотрел возможность последующего перерасчета суммы вычета после окончания налогового периода (ст. 26.2 Закона № 118-ФЗ). Для этого также надо подать налоговую декларацию и необходимые документы в налоговый орган.
Особенности формирования налоговой базы, исчисления и уплаты НДФЛ по операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги, установлены статьей 214.1 НК РФ.
Налог на прибыль
Закон № 268-ФЗ решил проблему учета для целей налогообложения прибыли расходов и доходов, полученных от сдачи земельных участков в аренду (лизинг). Теперь, исходя из новой редакции пункта 4 статьи 250 НК РФ, доходы от сдачи земельных участков в аренду (субаренду) признаются внереализационными доходами, если только они не определяются в порядке, установленном статьей 249 «Доходы от реализации» Кодекса. Арендные (лизинговые) платежи за арендуемые (принятые в лизинг) земельные участки могут быть отнесены к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (п. 1 ст. 264 НК РФ).
В целях выравнивания условий налогообложения организаций, приобретающих право пользования земельными участками или заключающих договор аренды, глава 25 дополнена статьей 264.1 «Расходы на приобретение права на земельные участки» (подробнее об этом читайте в ближайших номерах. — Примеч. ред.). Речь идет о земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых располагаются здания, строения, сооружения или которые приобретаются для капитального строительства объектов основных средств.
В статье 264.1 НК РФ определено, какие затраты относятся к расходам на приобретение прав на указанные земельные участки, установлен порядок признания данных расходов для целей налогообложения, а также порядок исчисления прибыли (принятия убытка) в случае дальнейшей реализации участков. Данные нормы распространяются на налогоплательщиков, которые заключают договоры на приобретение земельных участков с 1 января 2007 года по 31 декабря 2011-го.
Ресурсные налоги
Нововведения в главы о НДПИ и земельном налоге касаются порядка расчета налоговых ставок. Так, положения статьи 342 НК РФ, устанавливающие ставки НДПИ, дополнены новым порядком применения максимального значения коэффициента Кв. Он используется, когда невозможно применить прямой метод учета количества добытой нефти. Например, в отношении нефти, добытой на участках недр, по каждому из которых степень выработанности более 0,8, отметим следующее. Теперь в случае ее подготовки до соответствия требованиям, указанным в пункте 1 статьи 337 НК РФ, на едином технологическом объекте налогоплательщик вправе применить максимальное значение Кв для суммарного количества нефти, поступающей на этот объект.
В главе о земельном налоге (ст. 394 НК РФ) уменьшен предельный размер налоговой ставки земельного налога, который может быть установлен органами муниципальных образований или в соответствии с законами городов Москвы и Санкт-Петербурга в отношении земельных участков, предоставленных для ведения дачного хозяйства. Теперь этот размер не должен превышать 0,3% (ранее он составлял 1,5%).
[1] На момент подписания номера в печать форма упрощенной декларации не утверждена. — Примеч. ред.
[2] Приказ об утверждении формы в ближайшее время будет представлен на регистрацию в Минюст России.
[3] На момент подписания номера в печать такая форма не утверждена. Поэтому налогоплательщики могут подавать указанные сведения в произвольной форме.
|