Дизайн может поднять производительность труда или сделать метро свободнее и комфортнее
Часто при оценке дизайна говорят: “Это красиво!” Или: “Это стильно”, “Cделано с хорошим вкусом”. Я лично считаю, что у дизайнера вкуса быть не должно. Ведь вкус — это интуитивное чувство гармонии. А профессионал должен обладать твердыми знаниями, как эту гармонию построить, как сделать работу, позволяющую решать конкретные задачи. Причем не только эстетические. Если спросить у руководителей российских предприятий, какую пользу дизайн может принести их компаниям, большинство назовет фирменный стиль (те, кто попроще, — только логотип), упаковку, рекламу. Кто-то вспомнит про промышленный дизайн, дизайн изделий. А вот можно ли средствами одного только графического дизайна увеличить производительность труда? Сделать проще переход сотрудника на новое рабочее место? И вообще навести порядок? Оказывается — да, можно. Так поступили в корпорации Toyota, когда решили на каждом столе с инструментами нарисовать “тени” от многочисленных молотков, ключей и отверток, обозначив таким образом стандартное место для каждого из них. А при внедрении этого метода в некоторых российских компаниях выяснилось, что помимо повышения производительности труда и порядка на рабочих столах заметно снизилось воровство. Ведь отсутствие деталей сразу стало заметно (в чем разобраться раньше, среди груды предметов и промасленных тряпок, было невозможно).
Возможности графического и коммуникационного дизайна шире, чем только разработка логотипов. Яркие красные шапочки не дают детям потеряться на экскурсии по Лондону
Графический дизайн может решать большое количество самых разнообразных задач: сохранять здоровье (крупная и структурированная графика на лекарствах), экономить бумагу (специальные шрифты большой емкости для справочных изданий), уменьшать аварийность и травматизм (дорожные и предупредительные знаки лучшей различимости и большей внятности), сокращать расход бензина, загрязнение среды (символ “Перед утилизацией сложите пакет”) и количество дорожных пробок, делать страну или город привлекательными для туристов (эффективные коммуникативные системы ориентации).
Транспортные системы крупных городов нуждаются в интегрированных решениях. Многие думают, что Лондон решил транспортную проблему одним лишь введением платного въезда в центр города. Однако это был целый комплекс мероприятий, от внедрения четкого графика движения и массированной пропаганды преимуществ поездок на общественном транспорте до создания выделенных полос для автобусов и велосипедов — для них даже использован асфальт других цветов. На схемах лондонского метро указаны пересадки на паромы и пригородные поезда, на схемах автобусов — станции метро и паромы, и каждая линия имеет свою цветовую кодировку. Некоторые переходы между станциями “связаны” цветными линиями, обозначенными на полу: не заблудишься!
Когда была разработана система визуальной коммуникации для метро Милана, его пропускная способность увеличилась на несколько процентов. Дизайн может помочь сделать метро и свободнее, и комфортнее. Московское, например. На схеме московского метро под русскими названиями станций есть латинская транскрипция. Однако нигде больше в указателях названия латиницей не используются. Иностранным гостям остается одно: прочитать латиницу, сравнить с непонятными иностранными закорючками, запомнить их и искать точно такие же в названиях станций. Вряд ли они порекомендуют посетить город с такими коммуникациями своим знакомым.
Меня всегда удивляет, почему не используется то, что может приносить если не пользу, то деньги. Почему московские маршрутные такси делают рискованные обгоны и ускорения? Почему некоторые “Газели” едут полупустыми? Я думаю, что знаю одну из причин. Маленький размер номера маршрута, который набран шрифтом “Таймс” — красивым, но слабо различимым на расстоянии, особенно в плохую погоду или вечером. Поэтому машина за один рейс останавливается по нескольку раз зазря, теряя драгоценное время и бензин. Поэтому я не стану голосовать, как и еще несколько процентов потенциальных пассажиров. Номер стоило бы сделать размером во весь капот, вместо менее актуального логотипа автокомпании.
Так что дизайн — это эффективный инструмент не только в маркетинге. Красота? Дизайн спасет мир.
Автор - креативный директор Imadesign