Большинство лидеров почему-то до сих пор предпочитают такую форму, как бубнеж с трибуны. Правда, в больших международных корпорациях, штат которых не позволяет собрать всех сотрудников в одном зале, все чаще практикуют видеообращения. Но я считаю, что эта форма с самого начала была морально устаревшей. Ведь главный смысл выступления руководителя — передать команде мощный эмоциональный заряд, а ни трибуна, ни видеозапись этому не способствуют. Потому что руководитель оказывается отделенным от коллектива: он там, а все остальные здесь.
Почему некоторые начальники избегают живых, демократичных форм общения? Некоторые до дрожи боятся публичных выступлений, а другим просто нечего сказать по существу. Надеюсь, что это не ваши случаи.
Конечно, если вы “спустились в народ”, это не делает автоматически ваше выступление эффективным. Когда я работал в Hewlett-Packard, во время командировок в венский офис приходилось наблюдать традиционные пятничные coffee speeches гендиректора офиса. Он давал обзор текущих задач и публично поздравлял отличившихся, старался создавать теплую, домашнюю атмосферу, шутил и улыбался. Но все равно я не видел особого эффекта. Сотрудники воспринимали спич как обязательную, но не совсем понятную процедуру, пусть даже и с распитием кофе. Убивают такой формат именно регулярность, принудиловка.
С тех пор я считаю, что текущие вопросы лучше обсуждать не на специальных встречах, а просто перемещаясь по офису и разговаривая с встреченными людьми. Чем меньше штат вашей компании, тем больше у вас возможностей использовать этот очень сильный мотиватор. Хотя, конечно, и от собраний вы никуда не денетесь, но лично я предпочитаю проводить их только по важным и редким поводам, например для подведения итогов финансового года. Ощущение огромного коллектива тоже по-своему мотивирует, в том числе и руководителя. Но частить с этим форматом нельзя.
В западных компаниях, да уже и в некоторых наших, становятся популярными социальные мероприятия: ремонт школ, организация спортивных соревнований для подшефных детей. Наверное, правильно и руководителю принимать в них участие, показывая коллективу свою человеческую сторону. Недаром Ленин бревно таскал.
Корпоративные праздники тоже дают массу возможностей для неформального общения. Однако присутствие там начальника — палка о двух концах. Бывает, что руководитель излишне расслабляется, а некоторые сотрудники попадаются на иллюзию доступности босса — и портят мнение о себе слишком открытым проявлением эмоций. Общение в неформальной обстановке — не отдых руководителя, а важнейший инструмент мотивации. После таких встреч некоторые из ваших подчиненных принимают важные для себя решения: покидают компанию или, наоборот, прикипают к ней душой.
Я не сторонник отрепетированных выступлений с заученными наизусть фразами. Никогда не готовлюсь к мотивирующим спичам заранее, будь то собрание коллектива или конференция для партнеров. Импровизация помогает избегать официоза. Чем искреннее — тем лучше, хотя это не означает, что вы обязаны рассказать всю правду.
Существует стереотип, что в речи должны прозвучать цифры и факты, но я не считаю это обязательным. Демонстрация высокого духа и оптимистического настроя гораздо важнее. В день выступления у вас обязательно должно быть хорошее настроение. Удивительно, но даже в записанных заранее видеообращениях руководители порой выглядят так уныло! Лучше бы тогда этого спича не было вовсе. Хотя без общения с коллективом начальнику, конечно, никак нельзя. Планида у него такая — быть публичной фигурой, лидером, катализатором перемен.
Автор - гендиректор компании Oracle в СНГ