Поговори с ними
Элисон Мейтленд
Источник: http://www.ruptur-russia.ru
По данным опроса “Общение напрямую”, проводившегося в декабре 2006 г. британской компанией CHA, занимающейся HR-консалтингом, 1000 опрошенных работников считают умение начальника общаться с персоналом более важным лидерским качеством, чем видение перспектив компании. Но только 40% опрошенных сказали, что их начальник умеет эффективно общаться.
Не так давно в Интернете стал популярен видеоклип, в котором Стив Балмер, генеральный директор компании Microsoft, скачет по сцене под танцевальную музыку и улюлюкает, разогревая публику. А затем, отдышавшись, что есть силы кричит: “Вот что я хочу сказать вам: Я люблю эту компанию!” Возможно, Балмер слишком буквально воспринял распространенное в среде лидеров мнение, что сотрудникам всегда не хватает общения с ними.
Нередко гендиректоры относятся к служебным коммуникациям как к необходимой рутине, но любят рассказывать, как они держат руку на пульсе своего коллектива: устраивают собрания, посещают рабочие места, распространяют информационные бюллетени, а теперь еще и блоги ведут. Несмотря на все эти меры, коллектив часто чувствует себя обделенным или, что еще хуже, обманутым. В результате опроса “Общение напрямую” выяснилось, что сотрудники действительно ценят в руководителях прямоту.
“Контролер” или “вещь в себе”
Результаты вышеупомянутого отчета позволяют разделить начальников по способу общения с подчиненными на четыре категории. Внимательный начальник обращается к персоналу лично, а не через менеджеров или внутренние информационные системы, предлагает сотрудникам высказывать свое мнение и ценит его. Начальники примерно трети опрошенных именно такие: внимательные, искренние, общительные. Еще треть опрошенных заявили, что топ-менеджеры держат их на информационной диете, сообщают о планах слишком поздно или вообще предпочитают не говорить с ними.
Такие контролирующие начальники обычно недооценивают своих работников, недостаточно доверяют им.
Еще две категории — это так называемые харизматичные лидеры, ярким примером которых является Ричард Бренсон, и начальник — “вещь в себе”. Последними часто восхищаются, но они настолько необщительны, что людям остается только догадываться об их мыслях. К этой категории можно отнести Фила Найта, председателя совета директоров компании Nike, и бывшего главного тренера сборной Англии по футболу Свена-Горана Эрикссона. Некоторые лидеры подходят более чем под одну категорию. Например, Джека Уэлча можно отнести и к контролирующим, и к харизматичным лидерам.
Работа над ошибками
“Лидер может научиться говорить правду, признавать, когда он чего-то не знает или когда ошибается, — говорит Джеффри Пфеффер, преподаватель школы бизнеса Стэнфордского университета. — И, конечно, лидер может научиться меньше контролировать подчиненных: ведь они тоже люди, хотят сами принимать решения, иметь на работе те же не только обязанности, но и права”.
Какой уж есть
Как показал опрос CHA, одно из важнейших качеств начальника — искренность. Интернет-шоу Стива Балмера повергло всех в шок. Но в этом он весь, подчеркивает Дарен Бриггс, партнер The Company Agency — компании, консультирующей топ-менеджеров по вопросам внутрикорпоративных коммуникаций. Бриггс, 12 лет назад работавший в Microsoft, говорит, что Балмер всегда слыл человеком шумным, прямолинейным и не очень хорошо умеющим слушать других — полная противоположность Биллу Гейтсу. “Но люди принимают поведение Балмера, потому что он такой. Его выступление не было показухой, работой на публику. Если бы он просто вышел на сцену и начал спокойно говорить, сотрудники, напротив, удивились бы: “Что это стряслось с Балмером?”
|