Иррациональность и знания
Игорь Столяров
Источник:
Уходящий год запомнился мне бурным развитием на российском рынке трех модных западных теорий управления. Тенденция перекочует и в следующий год. Популярность наберет идея иррационального управления, компании станут действовать методом проб и ошибок и учиться управлять знаниями
Кроме того, компании задумаются о философии и будут активнее выстраивать корпоративную культуру. Собственники смелее станут передавать управление профессиональным менеджерам, а в советы директоров войдут независимые члены. В целом российскому менеджменту уготовано блестящее будущее, если ему удастся избежать ошибок западных коллег.
У каждого менеджера сейчас на устах три теории — сбалансированных показателей, иррационального управления и управления знаниями. Менеджеры поняли преимущество долгосрочной перспективы бизнеса перед краткосрочной и вложили все силы в уравновешивание знаменитых четырех сегментов первой теории: бизнес-процессы, люди, инвесторы и клиенты. Становиться сбалансированными компании будут через внедрение управленческой отчетности, систем мониторинга, KPI, управления по целям.
В информационном обществе, когда вы действуете в ситуации многофакторной неопределенности, нельзя сконструировать рациональную модель бизнеса. Поэтому в 2007 г. станет еще более популярной теория иррационального управления. К черту анализ и выстраивание схем. Действуй, а потом будет видно, прав ты или нет. Из ста реализованных попыток десять обязательно принесут большие деньги. В телекоме многие уже работают методом проб и ошибок.
А чтобы количество ошибок снижалось, компании будут внедрять системы управления знаниями. Кто лучше будет ими управлять — получит преимущество. Прежние индустриальные методы вроде посекундной тарификации каждого процесса отходят на второй план. Все больше менеджеров действительно понимают, что главный актив теперь — не станки, а носители знаний, люди. В крупных компаниях уйдет в небытие принцип “я — начальник, ты — дурак”. Мы увидим большую демократию в принятии решений, исчезнут 33 уровня подчинения, конвейерный менеджмент и роботизация.
Все эти теории стары как мир (сбалансированную систему показателей придумали французы в 1930-е годы, а не Нортон и Каплан в 90-е, как думают многие), но только теперь начинают восприниматься в России. В новом году компании вбросят в их внедрение бешеные деньги, чем не смогут не воспользоваться консультанты. Они приправят их красивыми научными терминами и продадут вам по цене горячей новинки.
В 2007 г. компании задумаются о философии бизнес-модели. К примеру, Vodafone — пакетный оператор. У него несколько пакетов для массового рынка и для корпоративного. Если среди них вы ничего не выбрали — добро пожаловать к другому оператору. Или Orange — бутиковая компания. Выбираешь сам все, что хочешь. У нас пока ни один сотовый оператор не определился с философией. Наверняка определятся в 2007-м.
В этом году многие осознали, что корпоративная культура — обязательная субстанция существования бизнеса. Но если зарубежные компании выращивали ценности десятилетиями, то российские пытаются внедрить модную фишку побыстрее. В итоге вероятна тенденция: прописали, внедрили приказом и забыли. Конечно, будут и компании, которые под новые ценности проведут реформы, поймут, что культуру нельзя ввести насильно, ее надо нарабатывать прежде всего личным примером руководителя. Может возникнуть и проблема с коммуникацией.
Собственники активнее начнут рекрутировать наемных менеджеров. Стереотип “все либо воруют, либо на откатах” сменится взаимным доверием. Наряду с собственниками в совете директоров появятся и независимые специалисты. Ведь уже есть все предпосылки к этому. Например, Александр Изосимов, президент “ВымпелКома”, является независимым директором “Балтики”.
Мы развиваемся семимильными шагами, перед глазами — опыт Запада. Национальные черты нашего брата — здоровый цинизм и скепсис — помогут не просто копировать западные образцы, а пропускать их через фильтр, учиться на ошибках. И вероятно, совсем скоро мы сможем соревноваться по умению управлять с лучшими командами мира.
Автор - гендиректор компании “ОптиТелеком”
|