Team building - залог здоровья в коллективе
Арина Столярова
Источник: The Career Forum
За последнее время мероприятия по team building (командообразованию) стали проводиться практически во всех компаниях, работающих на российском рынке. При этом многие делают это для того, чтобы отдать дань моде, не
За последнее время мероприятия по team building (командообразованию) стали проводиться практически во всех компаниях, работающих на российском рынке. При этом многие делают это для того, чтобы отдать дань моде, не анализируя сам процесс изнутри.
Но team building - тема по-прежнему необычайно актуальная и важная, ведь грамотно организованная и слаженно работающая команда - ключ к успеху любой организации.
«Team building - это способ поддержания здоровой атмосферы в коллективе, - считает Татьяна Чернозуб, директор по рекрутменту компании Staffwell. - Но, работая на рынке рекрутмента и имея опыт работы с различными компаниями, могу смело сказать, что организации, которые глубоко и качественно заботятся о «здоровье» своих коллективов, можно пересчитать по пальцам».
А.С.: Какое бы вы могли дать определение понятию team building? В чем заключается суть данного явления?
Т.Ч.: Успех любого бизнеса зависит от атмосферы в коллективе, оттого, насколько люди уважают, понимают друг друга, и насколько они умеют работать сообща и независимо. В этой связи главная задача любого руководителя - суметь создать команду, сплотить ее единой целью и наделить людей пониманием того, почему и ради чего они работают в данной компании, а также научить их работать вместе и решать общие задачи, поставленные перед ними конкретным бизнесом.
А.С.: Расскажите об истории построения команды в компании Staffwell.
Т.Ч.: Компания Staffwell выходила на рынок ак start up. А начало любого нового бизнеса бывает, как правило, связано с целым рядом проблем, одна из которых - создание единого «организма», который будет грамотно функционировать. Здесь можно провести параллель с молодой семьей, создание которой основывается не только на чувствах, но и на огромных усилиях обеих сторон. Так и коллектив строится благодаря усилиям самих сотрудников и руководства. Даже если в компании все гладко складывается с самого начала, руководство все равно должно придавать важное значение сближению людей в коллективе, который должен стать одной семьей, объединенной общими целями, в рамках которой люди могли бы развиваться и видеть свое будущее.
Повторюсь, что достичь этого можно только благодаря огромному совместному труду консультантов и руководства. Это непрекращающийся процесс, который сродни совершенствованию человека - его личностных и профессиональных навыков. Человек совершенный постоянно меняется, идет вперед, так и наша команда — мы растем вместе, и каждый из нас растет в отдельности.
А.С.: Какие качества вы воспитываете в людях? Что, по-вашему, способствует сближению людей, их профессиональному и личностному единению?
Т.Ч.: В работе с потенциальными кандидатами и с нашими сотрудниками я ставлю на первое место трудолюбие, ведь любой успех в бизнесе, как впрочем, и в личной жизни, достигается путем огромного труда.
Второе важное качество - умение служить людям, способность думать, прежде всего, об интересах другого человека, будь то клиент, кандидат или сотрудник. Мы работаем в сфере услуг, и для нас это особенно важно, хотя такое редкое умение необходимо во всех профессиональных и жизненных сферах. Умение прощать, встать на место другого человека. Способность гибко мыслить. Пожалуй, это именно те качества, которые способствуют построению настоящих отношений, нацеленных не только на себя, но и на интересы других людей.
А.С.: Не являются ли близкие отношения между людьми помехой для их сосредоточенности на работе, ориентированности на максимальную эффективность и полную самоотдачу?
Т.Ч.: Задача руководителя и состоит в том, чтобы поддерживать соразмерный баланс - с одной стороны внушать людям понимание, что они работают в коммерческой организации, которая преследует как частные интересы, так и интересы конкретной компании, нацеленной на бизнес-результаты и экономическую эффективность.
А с другой стороны - способствовать созданию атмосферы, в которой людям будет комфортно и приятно работать друг с другом. Искусство руководителя заключается в том, чтобы суметь научить людей соблюдать чувство меры, не нарушая заданного равновесия. Каждый сотрудник нашей компании осознает, что перед ним стоят определенные бизнес-цели, которых он должен достичь, и бизнес-интересы, которые он должен преследовать. При этом всегда есть вероятность, что это равновесие пошатнется и может произойти «перебор» в общении. Мы разрешаем подобные всплески с помощью того же общения -садимся и обсуждаем, зачем мы здесь, расставляем все точки над I, подсказываем человеку, что он перешел эту грань, и все встает на свои места.
А.С.: Какую роль вы отводите личностному общению, психологической совместимости людей на работе и их неформальному общению?
Т.Ч.: Сотрудники должны стремиться на работу, как в семью, и чувствовать себя максимально комфортно. Но, опять же, этого нельзя достичь мановением волшебной палочки. Набирая новых сотрудников, мы стараемся найти для своей компании людей со схожим типом мышления и мировоззрением, которые могли бы быстро, легко и безболезненно влиться в наш коллектив, которым бы наша корпоративная культура пришлась по душе и совпала с их личными ценностями. Когда новый человек приходит в наш коллектив, мы помогаем ему адаптироваться, встроиться в нашу жизнь и раскрыть свой потенциал. Иногда мы помогаем ему избавиться от комплексов и открываем его скрытые таланты. Общение вне офиса нужно и полезно, ведь в крупных компаниях невозможно полноценно общаться со всеми коллегами в течение рабочего дня. Поскольку мы работаем в малом бизнесе, нам устроить это проще. Неформальное общение дает людям возможность раскрыться вне офиса, предстать перед коллегами в новом свете. Искренние отношения сотрудников внутри коллектива — это его существенное преимущество.
А.С.: Как выглядит портрет идеального кандидата для вашей компании?
Т.Ч.: Я с уважением отношусь к людям, которые умеют трудиться. На интервью пытаюсь понять, как человек относится к бизнесу, боится ли он трудностей, способен ли их преодолевать. Говоря словами наших клиентов, я люблю борцов, готовых к противостоянию, к эффективной работе внутри жесткой бизнес-среды, в которой люди должны уметь выживать и добиваться поставленных целей.
Открытость - это непременное качество, которое ценится в нашей компании. Безусловно, также я ищу в кандидатах ум, одаренность, способность быстро оценивать ситуацию и быстро мыслить. Идеальный кандидат — это искренний, наделенный личностным обаянием динамичный человек.
А.С.: Ощущаете ли вы после проведения мероприятий по team- building перемены к лучшему?
Т.Ч.: Я хочу подчеркнуть, что team building - это не одномоментная инициатива, а процесс, такой же, как и общение людей. Подобные мероприятия - лишь часть этого процесса, они нужны для того, чтобы люди лучше узнавали друг друга, полностью раскрывались и могли вести себя естественно. Задача руководителя, организующего занятия по team building, — добиться ровного общения внутри коллектива, помочь людям сблизиться, особенно тем сотрудникам, которые не совсем близки по духу, - иначе у них могут возникнуть пробелы в общении, которые станут помехой в бизнесе.
А.С.: Вы можете привести примеры инициатив по team building и дать типизацию подобных мероприятий, проводимых в вашей компании?
Т.Ч.: Для сближения и сплочения коллектива мы стараемся регулярно (раз в неделю) проводить семинары, которые представляют собой не только тематические тренинги, но и мероприятия, на которых люди могут пообщаться, поучаствовать в конкурсах, играх или просто пошутить. Такое времяпрепровождение необходимо для коллектива, в котором все напряженно работают, - люди должны иметь возможность расслабиться. Это хороший повод подбодрить друг друга, похвалить за успешно проделанную работу и услышать эти словесные поощрения именно от сослуживцев, не только от руководства.
Мы отмечаем дни рождения сотрудников, устраиваем вечеринки для всей компании, ходим на деловые «тусовки». Общение сотрудников на новой территории, даже если оно нацелено на развитие бизнеса, также помогает им лучше узнать друг друга и развивает способность работать в команде. В этом году мы организовали выезд в Турцию на 3 дня в составе всей компании. Это была прекрасная возможность узнать новую страну, побывать на природе, поучаствовать в веселых конкурсах, повеселиться и получить новые общие впечатления. Это прекрасный элемент мотивации - если руководство ценит и уважает труд сотрудников и благодарит их за это, у них появляется желание работать еще лучше.
А.С.: Могут ли в сотрудниках сочетаться дружеские чувства и стремление к конкуренции?
Т.Ч.: В конкуренции нет ничего плохого - это естественное явление для коммерческой организации. В нашей компании - здоровое отношение к конкуренции, как к внешней, так и к внутренней. Сотрудники должны быть движимы стремлением полностью реализовать свой потенциал и быть первыми во всем. Консультанты должны оперативно закрывать позиции, выставлять счета и при этом быть гибкими. При личностной и профессиональной зрелости специалиста это не будет ему мешать строить гармоничные отношения с коллегами.
Создание гармонии на работе и в жизни - это великий труд и великое искусство. У руководителя должны быть либо прирожденные способности к этому искусству, либо он должен последовательно развивать их в себе. Ему следует быть доступным и открытым, но при этом уметь держать дистанцию - таков мой стиль руководства. Такая позиция позволяет узнавать людей изнутри и в то же время сохранять авторитет и влияние.
Арина Столярова
|