error (in future use header("Location: ") trought class to see errors using ErrorHandler) in query: INSERT into publications_show set id='7888',showed='1',date=NOW(),ip='3.143.1.47',sess='1sbtjgbls5odl6kthba0n2ifb3',url='http://cachedwww.allmagic.ru/publications/?view=7888'; Duplicate entry '1' for key 'showed' (1062)
Преимущества и недостатки работы в крупной компании | MainJob.ru
Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Преимущества и недостатки работы в крупной компании


Алексей Чеботарев
Источник: Headhunter Magazine

Образ корпорации в общественном сознании загадочно двоится: с одной стороны, неплохие перспективы быстрого карьерного роста "при должном настрое", с другой - "крысятник, где не выжить тонкой натуре". Логического противоречия здесь нет, но сложный комплекс эмоций возникает неизбежно. Попробуем с ним разобраться.

Образцом идеальной компании – мечты современного менеджера – является известная и крупная транснациональная или российская корпорация. О том, почему отечественные руководители выбирают большие компании, повествуют данные исследования HEADHUNTER::Magazine «Распространение корпоративных ценностей в экспертно-менеджерской среде». Более половины опрошенных экспертов (менеджеров и свободных агентов российских фирм) считают, что, работая в корпорации, специалисты получают возможность использовать в качестве собственного репутационного резерва ее имя и бренд. На втором месте среди достоинств работы в крупной компании, по мнению почти 40% опрошенных, находится стабильность заработков. Наконец, чуть более 17% надеются на «предсказуемый карьерный рост». А в качестве главных недостатков отмечаются попытки руководства всецело подчинить личность работника интересам конторы. Так, примерно равное число респондентов (по 40%) недовольны «зомбированием» (культивированием сильной привязанности к корпорации) и отсутствием возможности самостоятельно планировать график работы.

Возможность сделать карьеру в корпорации, по мнению участников исследования, зависит, в первую очередь, от способности выгодно представить результаты своей деятельности, умения устанавливать и поддерживать нужные контакты внутри организации и, разумеется, от хороших отношений с начальством. При этом сотрудник не должен быть лишен профессиональных способностей, однако человеческий фактор – на первом месте.

Совместно с нашими собеседниками мы попытались выявить реальные достоинства и недостатки условий работы в крупной компании, а заодно сопоставить получившуюся картину с ее отражением в коллективном сознании менеджеров и свободных агентов.

Крупная компания как строчка в резюме, или Бренд как репутационный резерв

Первым в списке достоинств работы в корпорации стоит возможность использовать ее имя и бренд в качестве собственного репутационного резерва. «Мои коллеги, как, впрочем, и многие специалисты, в основном делают карьеру не в одной фирме, а переходя из компании в компанию с повышением в должности и с прибавкой к зарплате, – говорит Елена Яшина, главный бухгалтер российского представительства нидерландской фирмы LUKARCO Services B.V. – Поэтому важно не только то, кем ты работал, но и где: трудовая деятельность в штате компании-бренда всегда оценивается положительно».

Эпоха всеобщего доверия к брендам уходит в прошлое.

Однако притом, что и кадровики, и руководители по-прежнему обращают внимание на послужной список соискателя, эпоха всеобщего доверия к брендам уходит в прошлое. Более того, специалист, успешно поработавший в именитой корпорации, при попытке сменить не только место работы, но и отрасль сталкивается с феноменом негативного влияния имени. «Случаи отрицательного воздействия бренда встречаются сплошь и рядом, даже на уровне топ-менеджмента, – отмечает директор по персоналу "Национальной логистической компании" Ирина Молвинская. – К примеру, если к нам приходит соискатель из крупной консалтинговой компании, проработавший там больше пяти-шести лет и выросший с должности простого консультанта до ведущего, он начинает привычным образом вести себя в совершенно другой бизнес-среде. И плюсы его профессиональных навыков превращаются в минусы. В 8 из 10 случаев подобных переходов и специалиста, и нанявшую его компанию ждет неудача». Так что вследствие своей однозначной ассоциации с одной отраслью или направлением бизнеса известный бренд может «законсервировать» карьеру человека, ограничивая его профессиональную мобильность.

В любом случае, безусловное предпочтение отдается тому впечатлению, которое производит кандидат при личном контакте. И, не в последнюю очередь, проверке информации из его послужного списка, даже при наличии весомых рекомендаций. Гендиректор средней по российским масштабам фирмы НПКФ «МаВР» Сергей Мойзис рассказал прямо-таки уголовную историю: «Не так давно по рекомендации одного депутата Госдумы мы чуть было не приняли на работу человека с солидным послужным списком. Но при проверке выяснилось, что он находился в федеральном розыске по обвинению в организации заказных убийств». По мнению предпринимателя, личные качества кандидата тоже нуждаются в проверке, поскольку «даже в известных корпорациях, названия которых являются брендами, распространено воровство. И, увы, многие менеджеры, вышедшие из таких фирм ищут не работу, но возможность "уводить" деньги из бюджета».

Просторный кабинет и банковский счет на скорую руку, или Карьера и зарплата

Два других достоинства работы в корпорации, по мнению участников исследования, – стабильная зарплата и предсказуемый карьерный рост. Но, по единодушному мнению бывших менеджеров среднего и низового звена, которые работали в крупных компаниях, а затем перешли в небольшие и средние фирмы на позиции топ-менеджеров, это «стабильность недостаточности». Впрочем, карьерист способен жертвовать деньгами ради перспектив, по крайней мере, временно. А поскольку схемы служебного роста разнообразны именно в крупных компаниях, карьеристы стремятся работать там даже с потерей в значимости позиции. «Как правило, в каждой большой фирме, особенно западной, существует продуманная кадровая политика, и происходит ротация сотрудников, – рассказывает Елена Яшина. – Так, в компании Sun Microsystems в Англии, где я проходила стажировку, специалист, на место которого я пришла, получил плановое повышение. Было видно, что людей, проявивших себя с лучшей стороны, там ценят. А в маленькие фирмы стоит идти работать разве что генеральным директором».

Те, кто хотят стабильности, достатка и не готовы рисковать, идут в малый и средний бизнес.

Путь наверх в развивающейся крупной компании всегда открыт, соглашается Денис Вереникин, гендиректор фирмы «Рол-Классик». «Владелец фирмы-конкурента "ДорХан" приобрел завод по производству сэндвич-панелей для металлических дверей, – рассказывает он. – При этом многие из проверенных сотрудников головного офиса стремительно "выросли" – директору нужно было расставить на новом предприятии и в его подразделениях своих людей». По мнению Вереникина, те, кто хотят стабильности, достатка и не готовы рисковать, идут в малый и средний бизнес. Здесь четкий круг обязанностей, неформальные отношения с руководством, нет перспектив быстрого карьерного роста и мгновенного увеличения зарплаты, но и «падать» особо некуда. Таким образом, для карьериста имеет значение не только размер компании, но и ее динамизм – наличие стратегии развития, расширение бизнеса, открытие новых направлений деятельности. Поэтому, собираясь работать в крупной корпорации, стоит понять, насколько интенсивное развитие она предусматривает.

По мнению экспертов, строить карьеру все же легче в российских корпорациях, нежели в иностранных. «В уже сложившихся крупных компаниях с многолетней историей можно двигаться только "вверх" либо "вглубь", осваивая секреты узкой специализации, – говорит Ирина Молвинская. – И это правильно: большая организация должна иметь жесткую структуру». А для отечественных фирм, которые только создают свою историю, западные законы ротации не писаны: здесь передвижение специалиста по служебной лестнице возможно не только «вверх», но и «вправо-влево», и для компетентного и амбициозного специалиста перспектив намного больше.

Какой ценой, или «Человеческий фактор»

Напомним, что, по мнению большинства опрошенных менеджеров и свободных агентов, успешная карьера в корпорации зависит от «взаимной любви» сотрудника и руководства. Взаимность же, считают респонденты, возможна только в том случае, если не лишенный профессиональных способностей карьерист сумеет выгодно представить результаты своей деятельности, наладит выгодные связи внутри компании и просто подружится с кем-либо из начальников. «Так и слышишь голос людей нерадивых, – замечает Ирина Молвинская. – Возможность карьерного роста находится внутри самого человека. Поэтому не надо искать причины своих неудач во внешних обстоятельствах. А все ответы, которые приводятся в исследовании журнала – это некие "объяснялки", когда человек хочет рассказать, почему его карьера не удалась. Если специалист владеет значимым для бизнеса объемом информации, готов принимать решения и брать на себя ответственность, то на него станут выходить, звать на обсуждения и в рабочие группы, что и является основой продвижения по служебе».

Отдельные корпорации стремятся свести число степеней свободы сотрудника к нулю.

Представление о тотальном контроле рабочего времени сотрудника эксперты нашли преувеличенным, хотя, действительно, отдельные корпорации стремятся свести число степеней свободы сотрудника к нулю. Многое или почти все зависит от управленца. Попытки «главного» контролировать все мелочи, руководитель психологической службы группы компаний «Ист Лайн» Петр Лунев считает болезнью роста, «рудиментом того времени, когда начальник и в самом деле даже все мелочи решал лично. Это постепенно проходит, но иногда случаются рецидивы».

Основным недостатком, точнее трудностью работы в крупной компании, следует считать необходимость постоянно поддерживать множество коммуникативных связей. В корпорации надо все время «держать руку на пульсе», разбираться и расставлять приоритеты в большом потоке информации, что очень непросто для новых специалистов, перешедших из мелких и средних фирм.

Своя компания

Компании похожи на страны. Жизнь в большом государстве, с державными амбициями и многочисленной олимпийской сборной, конечно, не лишена прелести, но чревата известными издержками, знакомыми нашим гражданам лучше, чем кому-либо. Однако смена места работы гораздо более простая процедура, чем смена гражданства. Следует определиться в своих запросах, приоритетах и возможностях. Самое важное – учитывать при выборе компании свои личные особенности, уверен Лунев. Вы можете быть «человеком корпорации», легко встраивающимся в иерархическую систему, и тогда вам будет уютно работать там. Можете быть «человеком проекта», и в таком случае вам ближе разработка какой-то идеи с нуля, доведение до реализации и передача «эксплуатационщику». Наконец, вы можете быть предпринимателем, и тогда в крупной корпорации, где нет возможности принимать решения самостоятельно, вам не место. «В большой компании руководству обычно хватает своего собственного креатива, поэтому от подчиненных нужно только быстрое и точное воплощение идей. Если творческому человеку это в тягость, и он не видит перспектив самореализации, воплощая идеи босса – пусть уходит, поскольку начальника он уж точно не переделает!» – заключает Петр Лунев.

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru