Московские компании тратят на новогодние подарки партнерам и клиентам от $20 до $500 за штуку, среднее количество получателей — 400 человек, говорится в исследовании компании “Комкон”. Большинство дарителей никакого эффекта от дарения подарков не ощущает.
В октябре исследовательская компания “Комкон”, опросив представителей 120 компаний в Москве, попыталась выяснить, сколько тратят предприниматели на новогодние подарки и какой эффект дают эти вложения. Как показали результаты опроса, стоимость новогоднего презента колеблется от $20 до $500, среднее количество получателей — 400 человек. 58% опрошенных затруднились с ответом на вопрос, есть ли от подарков какая-либо польза, а 8% признали, что пользы никакой нет. По мнению директора по коммуникациям “Комкона” Марии Вакатовой, “московское деловое сообщество все больше заболевает гламуром”. “В предновогоднем ажиотаже многие компании соревнуются между собой, чей подарок дороже и круче, особенно это свойственно рекламной, радийной и телевизионной индустриям”, — отмечает она. “Три года назад мы выписывали из Испании мандарины, и потом всем издательством наклеивали на них треугольные этикетки с названиями наших журналов”, — хвалится Дмитрий Агарунов, владелец и гендиректор издательского дома GameLand. В прошлом году он дарил оленьи шкуры, специально привезенные из Швеции. В подобного рода жестах Агарунов не видит ничего предосудительного. “Это не гламур, а обычные знаки внимания”, — считает он.
Подарки, ценность которых исключительно в стоимости, отходят в прошлое, считает Леонид Славин, арт-директор студии Taboo. Например, домино из слоновой кости в кожаном футляре — это пафос и бессмыслица, уверен он. Тенденция последних двух лет — преподносить подарки-розыгрыши. Среди них, впрочем, совсем немного по-настоящему забавных и остроумных, добавляет Славин. В прошлом году совладелец компании “Евросеть” Евгений Чичваркин рассылал в подарок искусственные фаллосы. “Это тест на ханжество, главное, чтобы подарок запомнился, — говорит он. — Бизнес-эффекта никакого, а нормальным людям настроение повышает”. В этом году он разошлет “книгу о жизни”, название которой не раскрывает.
Компании требуют оригинальности, говорит Артемий Лебедев, владелец дизайн-студии: “Не важно что, не важно как, главное — не как у всех”. В этом году он дарит лимонные дольки в металлической коробке. Такие подарки “вне статуса”, они пробуждают в людях теплое воспоминание о детстве и едва ли у кого возникнет желание их выбросить или вернуть обратно, считает Лебедев. “Важно понимать, что одному человеку на Новый год может быть подарено очень много вещей, и из всех стандартных, дорогих и очень дорогих он заметит одну — самую оригинальную”, — говорит Владимир Шикин, начальник PR-отдела инвестиционной компании “Ак Барс Финанс”. Его компания собирается дарить календари в виде циферблатов.
Некоторые компании от новогодних подарков отказываются вовсе. В прошлом году российское подразделение международной аудиторско-консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers поздравило клиентов и партнеров с наступающими зимними праздниками скромной открыткой. Из текста следовало: “В этом году мы вместе с вами подарим новогодний праздник детям, которые лишены возможности встречать наступающий год в кругу семьи. $100 000, не израсходованные на новогодние сувениры, позволили нам организовать новогоднюю елку для 400 воспитанников нескольких детских домов, а также финансировать обучение 100 детей с ограниченными возможностями в течение года”. “В 2006 г. мы продолжим нашу акцию — арендуем театр и покажем спектакль для 500 детей. Другая часть денег пойдет, как и в прошлом году, на обучение”, — говорит Екатерина Шапочка, директор по маркетингу. По ее словам, в ответ на ту новогоднюю открытку PwC получила много положительных отзывов и слов поддержки.
.