Офисный мертвец
Елена Графская
Источник: Headhunter Magazine
Современный офис - с одной стороны, агрессивная среда, поглощающая наши души, а с другой - один из потенциальных преимуществ компании в конкурентной борьбе за лучший персонал. Пока офис-менеджер отвечает лишь за покупку авторучек и исправность кофе-машины, схватка с первой ипостасью и усиление значимости второй требует коллективных усилий руководителя компании и всех ее работников.
В мифологии гениального американского писателя Лавкрафта (ставшей известной широкой публике благодаря вопросу на пресс-конференции Путина о пробуждении Ктулху), герои обычно понимают, что оказались в месте обитания монстров благодаря специфической размерности места. Здания, комнаты или улицы построенных нечеловеческими существами городов оказываются странным образом несоразмерными нашему телу или способу нашего перемещения в пространстве. Слишком узкие или слишком широкие коридоры, двери, рассчитанные не на передвигающихся по Земле, а на летающих обитателей, или общие «странности» в геометрии, напоминающие о другом пространственно-временном континууме, – все это наводит героя лавкрафтовской прозы на мысль, что с этим местом «что-то не так». Интересно, что сходное ощущение иногда возникает у меня, когда я переступаю порог самого обычного офиса. Расположение предметов и структура здания бывают так несоразмерны с человеком, что спрашиваешь себя: уж не приложили ли подданные Ктулху руки (вернее, щупальца) к созданию нашего офисного пространства и офисной культуры. Неантропоморфность – серьезная проблема нашего окружения.
Испарения формальдегидов, ковролин, плохое освещение и вентиляция, офисные обеды, дешевый растворимый кофе, часы, проведенные за компьютером, напряжение шеи, боль в спине, вынужденное общение, агрессия коллег и начальства – все это не может не сказываться на психологическом и физическом состоянии обитателей офиса.
Например, как показало исследование, проведенное сайтом Job Korea, значительное число корейских служащих утверждает, что работа расшатала их здоровье. Спектр приобретенных корейцами на службе хронических заболеваний охватывает почти все системы и функции организма. Наиболее уязвимыми оказались органы пищеварения и функции нервной системы, отмечены также мышечные и головные боли, депрессии, нарушения дыхания, гипертония и диабет. При этом почти треть респондентов (29,8% мужчин и 21,7% женщин) объявили, что смирились со своим плохим самочувствием.
Здесь и далее кадр из фильма "Мертевец" (Dead Man), режиссер - Джим Джармуш (1995 год)
Мы не располагаем аналогичными данными о состоянии здоровья российских офисных сотрудников, однако попытаемся реконструировать картину, опираясь на собственный опыт и мнения экспертов.
По словам Алекса де Валухоффа, экс-заместителя генерального директора крупной мебельной компании, обустройство жизни служащих в офисе – это лишь составная часть или отражение процессов, обеспечивающих общую направленность бизнеса, политики компании, отражение ее целей. Если эти цели носят сиюминутный характер – получить как можно бóльшую отдачу прямо сейчас, то в организацию офисной жизни и пространства, создание комфортных и безопасных для здоровья условий труда никто вкладываться не будет. И напротив, если компания видит свою перспективу на рынке, у нее есть долгосрочные цели развития, и на их достижение выделены ресурсы, тогда, конечно, офису будет уделяться гораздо большее внимание.
«Остаточный принцип инвестирования в развитие корпоративной культуры, медицинское обеспечение сегодня не редкость, но даже самые циничные компании, приоритетом для которых однозначно является благополучие бизнеса, а не комфорт сотрудников, тем не менее вкладывают значительные ресурсы в обустройство своих офисов, – отмечает Екатерина Успенская, экс-директор по персоналу группы "Альфа-Страхование". – И делают они это отнюдь не из альтруизма, а просто потому, что наконец поняли: хорошие условия труда способствуют получению более впечатляющего результата, снижается текучесть кадров, люди реже болеют».
Для нормального самочувствия на рабочем месте человеку нужно определенное физическое пространство, не менее 6 м2, иначе неизбежны частые неконструктивные конфликты и постоянный дискомфорт. Но компании, стремящиеся сэкономить на арендной плате в центре столицы, устраивают тесные, перенаселенные, душные офисы, нарушающие все возможные санитарные нормы, – со всеми вытекающими последствиями.
Особенно много дискуссий вызывает идея open space. Считается, что люди чувствуют себя комфортно, когда находятся на таком расстоянии друг от друга, чтобы можно было легко установить контакт глазами. К сожалению, руководство российских компаний забывает о важном моменте: настоящий open space – дорогое удовольствие, поскольку предполагает использование специальных материалов и технологий для звукоизоляции пола, потолка и так далее. Экономия приводит к тому, что получается ужасное, невыносимо шумное, не приспособленное для работы большого количества людей пространство. А вот западные работодатели, инвестируя в создание хороших, комфортных условий для своих сотрудников, в удобство рабочего места, рассчитывают получить максимальную отдачу: работник будет меньше уставать, продуктивнее работать. «Мы приглашали к себе в компанию дизайнеров и планировали каждое рабочее место с учетом цвета, удобства расположения всех элементов в личном пространстве, все продумывалось до мелочей, – рассказывает Валерий Перелетов, вице-президент по продажам и коммерческим связям российского отделения американской компании Bristol Mayers Squibb. – У меня работают высококвалифицированные специалисты, каждый из них легко получит работу во многих других компаниях, поэтому я вижу смысл создавать для них такие условия, в которых им будет максимально комфортно работать».
Современный, оборудованный новейшей техникой, привлекательный офис становится сегодня дополнительным фактором мотивации персонала, в сохранении которого заинтересован искушенный работодатель. «Умные» офисы, где учтены вопросы здоровья, безопасности, комфорта, становятся одним из ресурсов компании и создают преимущество в конкуренции за лучший персонал. Однако реализация нового взгляда на пространственную организацию деятельности сотрудников и оборудование рабочих мест требует многолетней борьбы и доказательства эффективности современного подхода. Тот или иной способ обустройства офисного пространства становится выражением видения мира руководством компании. Как следствие, в обстановке современных офисов вдруг «всплывают» штампы советских времен. По словам Олега Алексеева, директора по корпоративным проектам Института корпоративного развития группы компаний «РЕНОВА», российская фирма только третий свой офис делает более или менее успешно. Первый становится отголоском советского прошлого страны, второй выражает всяческие претензии (мрамор и позолота), но при этом неудобен для нормальной работы. И только в третьем производственные процессы и вопросы, связанные с человеческим общением, реализацией престижа, стоимостью, рациональностью, начинают приходить к какому-то балансу и соответствию.
Интересно, что в России сотрудники предъявляют к условиям своей жизни в офисе другие требования, чем их западные коллеги. По информации Екатерины Успенской, у нас в иерархии ценностей атмосфера, корпоративный дух стоят выше, а зарплата и должность не всегда имеют приоритетное значение. Если человеку делают предложение перейти на другую работу, то, скорее, его удержит масштаб решаемых задач, качество отношений с коллегами и руководством. «Офис – это прежде всего атмосфера, корпоративный дух, люди. Если все сложилось в этом плане, то офис как физическая среда отступает на второй план, действует известный принцип «с милым рай и в шалаше», – полагает эксперт.
Похоже, в отличие от корейских коллег российские работники «на здоровье не жалуются», хотя, вероятно, это следствие того, что их о самочувствии никто и не спрашивает. Да и они сами не склонны драматизировать ситуацию со здоровьем. Отечественные менеджеры готовы махнуть рукой на физический комфорт, для них главное – масштабность решаемых задач, чувство безопасности и поддержка со стороны коллег. Бесспорно, самочувствие человека на работе зависит от того, каким воздухом он дышит, какую воду пьет, какую пищу ест, как на него воздействует шум, вибрация, освещение, материалы, использованные в отделке офиса. Однако качество взаимоотношений в компании не в меньшей степени, чем физическая среда, влияет на самочувствие и здоровье его обитателей, и должно рассматриваться как самостоятельный фактор риска для здоровья офисных работников.
«Я уверен, что многие проблемы самочувствия в офисе связаны с игнорированием культуры жизни, несоблюдением определенных норм поведения, – говорит Валерий Перелетов. – Должна поддерживаться культура рабочего стола – все разумно и удобно расположено, нет беспорядка, свалки. В open space, когда все открыто взгляду, это особенно важно и влияет на настроение окружающих. А если на столах стоят немытые чашки или пепельницы с окурками, в помещении чувствуются острые запахи еды и слишком громко ведутся телефонные переговоры, создается ощущение хаоса. При соблюдении элементарных норм поведения, в офисе намного комфортнее находиться и работать». Трудно не согласиться с тем, что в наших офисах и со стороны коллег, и со стороны руководства нередко встречается попрание элементарных норм человеческого общежития, причем как само собой разумеющееся. Офис в этом смысле достаточно агрессивная среда, и разные типы людей по-разному приспосабливаются к ней. По мнению Валерия Перелетова, существуют люди, в большей степени способные адаптироваться к офисной жизни. Представители же другой категории могут продержаться там от силы три-четыре часа, после чего чувствуют себя совершенно выжатыми и разбитыми.
Офисные обитатели любого типа обречены быть частью атмосферы своего рабочего места и своей компании, хотя часто забывают об этом. Подписывая трудовой договор, мы соглашаемся и на ряд неписаных условий, подчиняя свой внутренний распорядок внешнему укладу организации. Лишь редкая сильная личность может повлиять на сложившуюся в коллективе атмосферу, а чаще среда поглощает нашу беззащитную ауру. Некоторые работодатели осуществляют жесткие и, с их точки зрения, оправданно жесткие тестирование и отбор кандидатов при найме на работу новых сотрудников, чтобы создать и сохранить здоровую психологическую атмосферу. «Когда я сам провожу собеседование при найме на работу новых сотрудников, – продолжает Валерий Перелетов, – я обязательно обращаю внимание на наличие у кандидатов навыков социального партнерства, готовность работать в коллективе, коммуникабельность на то, насколько человек позитивен в общении, и по возможности стараюсь отсеивать конфликтных и завистливых. Именно состав участников рабочего процесса определяет психологический климат в компании, в подразделении, в команде, поэтому очень важно во время собеседований и испытательного срока выявить людей с такими "трудными" для командной работы качествами и не допустить их, тогда будет психологически комфортная, рабочая обстановка».
Однако в части компаний функция контроля атмосферы в уже сложившемся коллективе либо отдается эйчар-менеджеру (эта составляющая его обязанностей зачастую имеет самый низкий приоритет), либо «повисает в воздухе». По мнению Перелетова, внимательно наблюдать за тем, как развиваются отношения в офисе, чутко реагировать на их изменения, деликатно и одновременно решительно, с глубоким пониманием происходящего вмешиваться, когда необходимо, быть фасилитатором в разрешении конфликтов обязан офис-менеджер. «Обычно считается, что его функции ограничиваются покупкой канцелярских принадлежностей, но в нашей компании он решает и более сложные задачи, в частности, связанные с поддержанием здорового психологического климата», – полагает эксперт.
В целом, офис как элемент корпоративной культуры, как социальное явление крайне трудно поддается управлению. Олег Алексеев делится своими соображениями на эту тему: «Люди, которые занимаются организацией современного офиса, совершают своего рода организационно-административный подвиг. Например, вопросы, касающиеся санитарно-гигиенических условий, здоровья сотрудников почти во всех наших компаниях находятся где-то за границами серьезного рассмотрения. Как правило, даже если такой вопрос ставится, он выглядит очень странно».
Рациональное вмешательство в процессы офисной жизни, осознанная и целенаправленная гуманитаризация всех сторон этой среды необходимы. Об управлении физическим и психологическим выживанием в офисе говорят и западные, и российские эксперты. Ясно одно: требуется «инвентаризация» инструментов влияния, а их ассортимент нуждается в расширении. Сегодня офис следует понимать прежде всего как часть или версию среды обитания человека, а не фикций вроде «сотрудника», «специалиста», «менеджера». Офис, очевидно, не может становиться эдаким «виртуальным томографом», созданным для преобразования целостного человека в утилитарные и узко специализированные проекции. Возможно, современные помещения находятся в ожидании некой новации, касающейся то ли расширения менеджерских компетенций, то ли их пересмотра и перераспределения между эйчар-, офис- и пиар-менеджерами. Возможно, дело и вовсе пойдет о выделении особой управленческой позиции со специфическими полномочиями и обязанностями, о появлении особой менеджерской специализации, что-то вроде директора по офисной антропологии, или, что еще лучше, по офисной человечности. А пока такая функциональная единица относится к области научной фантастики, часть суперменских обязанностей ложится на плечи руководителя компании, а часть, и немалая, рассеивается по всем остальным работникам. Однако, по мнению одного из наших экспертов, который несколько лет назад перестал быть частью иерархии крупной госструктуры, в каждый момент времени, проводимого в стенах офиса, необходимо четко понимать, какую часть своего физического и психологического здоровья вы готовы пожертвовать на алтарь Ктулху.
|