Чтобы помнили. Как обустроить офис, чтобы остаться в истории?
Источник:
Оформление офиса – обязательная часть бизнеса. Вызывающее оформление офиса – обязательное оружие в жесткой конкурентной борьбе. В этом деле, как показывает практика, причуды руководства играют только положительную роль.
Офис американской корпорации Symantec располагается между Лондоном и аэропортом Хитроу. Чтобы его найти, нужно четко выполнить предписанные путеводителем инструкции. После описания шести поворотов следует такой текст: «Проехав примерно 180 м, вы увидите справа Большое дерево (если вы доехали до старой водокачки, то заехали слишком далеко!). У Дерева поверните направо и поезжайте по проселочной дороге. Вы упретесь в огражденный, свободный от деревьев участок и слева увидите автомашины! Вы уже в SOC». Действительно, заблудиться очень легко. Кому придет в голову, что офис находится внутри зеленого холма? Такое нужно увидеть. И тогда невольно думаешь, что в Symantec (по крайней мере, в ее английском офисе) сплошь работают хоббиты. Раньше в этом холме находился огромный резервуар с водой. Воду собирали для того, чтобы она под напором шла по водопроводу в долину. Современные технологии позволили решить проблему подачи воды в долину иными способами. А огромное подземное сооружение осталось пустовать. Англичане строят, как известно, добротные здания и на века. Поэтому американцам понадобилось лишь сделать внутри косметический ремонт, провести современные коммуникации, и бывший резервуар для воды превратился в компьютерный центр. Весь холм и все вокруг покрыто травой и полевыми цветами. К входу от небольшой автостоянки нужно спуститься по крутой и узкой лесенке с перилами с одной стороны. Перед входом – некрашеный старый деревянный стол и две скамейки по бокам. Сам «парадный» вход в офис – это узкий бетонный проход в подземный бункер. В принципе, здесь можно прожить автономно полгода, не выходя на поверхность. Запасы горючего и собственные электрогенераторы это позволяют. Особый восторг посетителей вызывает демонстрация запасного выхода – это отдельная бронированная дверца, открывающая лаз размером с небольшой камин…
«Необычное решение дизайна нашего офиса – очень хороший маркетинговый ход, – говорит главный аналитик Symantec EMEA Джим Харт. – Если учесть, что компания специализируется на компьютерной безопасности, наш офис помогает быстрее завоевать доверие клиентов».
Классики и современники
Офис какой московской компании оставляет неизгладимое впечатление? Оказалось, что не так уж и много у нас запоминающихся решений. При ближайшем рассмотрении выясняется, что оригинальность вовсе не связана с финансовой стороной вопроса. И дорогостоящие дизайнеры здесь ни при чем. Главную роль играет руководитель компании. И тогда нестандартность, а порой и абсурдность его идей может стать козырной картой в конкурентной борьбе.
Так, председатель правления группы компаний «Нерком», бывший капитан первого ранга, Вадим Солод оформил свой офис в стиле корабельных интерьеров. Впечатление неизгладимое – как будто побывал на военном корабле. В зале совещаний – длинный деревянный стол. Все время ожидаешь появления группы морских офицеров. А на высокой спинке кресла самого Солода прибита табличка с надписью «Капитан».
Не меньший эффект производит офис адвоката Александра Добровинского. Не зря адвоката сравнивают с врачом. Это именно тот человек, которому можно открыть все свои тайны. В офисе Добровинского обстановка подсознательно настраивает на доверительную беседу. Его приемную с секретарями язык не поворачивается назвать словом «ресепшн». Вроде бы здесь много современных линий, но в то же время есть старинная деревянная мебель, уютный диванчик. В стеклянных шкафах адвокат разместил свою коллекцию фарфоровых статуэток. Смотрится все это как-то не по-современному, как будто хозяин ностальгирует по прошедшим временам... Причем заигрывание с ретро мебелью не заканчивается – Добровинский даже чай пьет из стакана в серебряном подстаканнике, что большая редкость по нынешним временам.
Совсем другой коленкор – офис компании «Евросеть» – своего рода антипод респектабельности (совершенно сознательно). Штаб-квартира Евгения Чичваркина представляет собой крайне практичный вариант офиса. На примере «Евросети» можно делать мастер-класс на тему планировки офиса, ориентированного на клиента. Внутренняя зона, которую посетитель не видит, устроена функционально и недорого. Само помещение находится в многоэтажном промышленном здании. Чтобы подняться в офис, нужно вместе с толпой человек из тридцати подняться на старом огромном лифте. Кстати, у Чичваркина нет своего персонального лифта, он вместе с охранником «толкается» в общей кабине. При входе на ресепшн работа кипит: семь – восемь девушек активно занимаются делопроизводством. Рабочие места всего топ-менеджмента компании расположены в одной небольшой комнате, где установлены стандартные недорогие рабочие столы и компьютеры. Столы установлены чуть ли не впритык. У самого Чичваркина на столе нет компьютера – там только сувениры и игрушки. Все необходимые деловые переговоры CIO «Евросети» проводит в переговорной, как и все остальные топы. Огромный аквариум – главное украшение гостевого уголка. Сами переговорные обустроены вроде бы просто, «как у людей». Но стоит посмотреть под ноги, как обнаруживаешь, что пол выложен не паркетом, а банкнотами евро и покрыт лаком. На черный день!
Промо-дизайн
Офисы в новых (и, увы, как правило, типовых) бизнес-центрах мало чем отличаются друг от друга. Но и в этой безликости некоторые компании умудряются выделиться. Ход, лежащий на поверхности – задействовать, обыграть продукцию, которую компания производит или продает, в дизайне офисного пространства.
Немецкая фирма Miele делает дорогую бытовую технику. Продавать такие холодильники, стиральные машины, электро- и газовые плиты проще, если клиент сам может все потрогать, повертеть и испытать. Для этого в своем московском офисе компания оборудовала огромную кухню, которая для пущей убедительности служит и переговорной. В воздухе стоит сладкий аромат свежеиспеченного печенья. В общем, методика под кодовым названием «Путь к сердцу клиента лежит через желудок» – старая, но безошибочная – бьет наповал!
Идем дальше. Компания Dupont на небольшой площадке в офисе (здание на Крылатской улице) соорудила выставку своих изделий. Получилось небольшое путешествие по разным стихиям – вода, огонь и воздух. В центре «музея» установлена авторская модель стеклянного столика, опорой для которого служит петля Мёбиуса. Причем сама петля выполнена также из материала, разработанного в Dupont. Там же, в Крылатском, находится офис компании 3M. Так как спектр продукции 3M огромен, то в офисе устроили фактически демонстрационный центр. Для этого отвели целый этаж. Любую продукцию можно трогать руками и попробовать в деле. Там даже есть темная комната с приборами ночного видения, чтобы можно было разглядывать, насколько эффективно смотрятся светоотражающие ленты в темноте.
А вот компания Microsoft, переехав в Крылатское, вообще не стала придумывать ничего необычного. Там большие открытые пространства, рабочие места разделяют перегородки – сухой американский стандарт. Для переговоров выделены отдельные кабинеты. А для отдыха – небольшая кухня, где на столиках всегда полные вазочки с орехами и конфетами для корпоративного кофе или чая. Все бы так и осталось невыносимо стандартным, если бы не генеральный директор Microsoft в России и СНГ норвежец Биргер Стен. Его рабочий стол расположен вплотную к входной двери в общий зал компании, где работают все сотрудники. Причем при входе в этот зал мистера Стена можно принять то ли за охранника, то ли за дежурного. Сам Биргер Стен сидит лицом к стене и спиной к сотрудникам. Все входящие и выходящие люди обязательно проходят мимо генерального директора. «Расположение моего рабочего места в офисе дает мне возможность общаться как можно с большим количеством сотрудников», – объясняет свой выбор Стен. При этом он наверняка понимает, что «по совместительству» выполняет весьма важную, пространственно-организующую функцию.
Многие компании предпочитают не арендовать офисы, а строить собственные. В частности, выделяется своей архитектурой здание ФК «УралСиб», расположенное недалеко от станции метро «Фрунзенская». Здесь весь оформительский пафос рассчитан на посетителей, собственные же сотрудники содержатся в черном теле. В холле первого этажа весьма просторно – высокий потолок, огромная композиция из камня и воды. Другие же офисные помещения весьма скромные. Топ-менеджмент ютится на верхних этажах. Причем кабинеты у менеджеров с невысокими потолками и несколько тесноваты. Компания росла, и место в офисе стало дефицитным. Поэтому руководство «УралСиба» все банки для физических лиц перевело в арендованные помещения в бизнес-центре «Черри» на Профсоюзной улице. А в собственном здании остались службы для корпоративных клиентов. Сотрудники на открытых офисных пространствах вздохнули свободнее. А вот спартанские условия топ-менеджмента так и не изменились – такова корпоративная политика.
Какую мебель предпочитают россияне?
Антон Терентьев, генеральный директор компании «Феликс»:
За 15 лет работы на российском мебельном рынке, мы отметили, что за это время произошли существенные изменения в подходе к оформлению отечественных офисов. Лет десять назад в российских организациях преобладала коридорно-кабинетная планировка, на смену которой пришел западный стиль – open space. Популярность такой планировки наши специалисты объясняют экономической выгодой: оpen space позволяет экономить на арендной плате и ремонте за счет рациональности использования рабочего места.
При выборе моделей рабочих мест прежде всего следует учитывать специфику деятельности сотрудников. Например, финансовым работникам необходима сосредоточенность, достижению которой будут способствовать отдельные кабинеты. В этом случае оптимальный вариант – использование офисных перегородок. Например, стационарные перегородки «Концепт» производства компании «Феликс» с уровнем шумоизоляции до 54 дБ. На первый взгляд, в вопросе планировки офиса не существует принципиальной разницы между российскими и зарубежными компаниями. Однако при выборе мебели такие отличия все же прослеживаются. Являясь экспортером собственной мебели в дальнее и ближнее зарубежье, мы заметили, что популярная на Западе мебель для России часто является новаторской. Еще одна тенденция: российские производители вытеснили импортную продукцию из сегментов эконом- и бизнес-класса. Так, в продажах «Феликса» 70% мебели – собственного производства. Примерно такое же соотношение наблюдается и по рынку в целом. В глазах потребителей российская мебель выигрывает за счет целого ряда конкурентных преимуществ. Благодаря собственному производству мы можем предоставить более полный спектр услуг (доукомплектация, замена вышедших из строя деталей, реставрация, аренда мебели и многое другое).
Что касается класса премиум, то потребитель пока предпочитает импортные модели. Поэтому в нашем ассортименте много дорогих эксклюзивных вещей испанских и итальянских производителей. Однако российские компании-производители постепенно начинают увеличивать долю и в этом сегменте. В том числе, за счет серийного выпуска мебели с отделкой из шпона, а также с элементами из стекла. Раньше мебель такого класса была представлена только импортными моделями».
Константин Переведенцев, директор по продажам компании «Соло»:
«Обыкновенные российские компании первостепенное значение придают либо дешевизне (если компания хочет сэкономить, не отдавая себе отчета в том, что дешевая мебель обычно некачественная, и ее придется вскоре менять), либо «красивости» и дороговизне (когда есть желание «показаться», выбирается дорогая мебель напоказ, чтобы дать понять: у компании есть деньги). Западные же организации в первую очередь обращают внимание на репутацию производителя, продавца, на сервис, стараются правильно организовать пространство, с тем чтобы сэкономить время, повысить производительность и удовлетворенность сотрудников от работы и т. д.
Моду на офисные нововведения формируют передовые менеджерские практики и изменения в работе компаний. То есть, если сотрудники проводят все больше времени на совещаниях и работают в группах, то современный офис должен предоставлять им комфортные условия для этого. В сегодняшнем офисе переговорные занимают до 40% площади. Это можно назвать модной тенденцией. Но если ваша фирма отсталая в смысле менеджмента, то никакие мультимедиа-переговорные, хот-дески, бенчи и опен-спейсы ей не нужны.
Концепция open space демонстрирует идею демократичного офиса, который организуется в достаточно большом помещении, не разделенном капитальными стенами. С точки зрения менеджмента, организованный таким образом офис больше соответствует современным формам управления и позволяет использовать новые способы внутренней координации и коммуникации. Кроме того, отсутствие дверей и коридоров существенно экономит площадь офиса.
Еще один важный момент. В последнее время не в лучшую сторону изменилось отношение потребителей к российской офисной мебели. Кроме неважного качества и экологии теперь это еще и дорого. Несмотря на запретительные таможенные барьеры, а точнее, благодаря им отечественное производство теряет конкурентоспособность. Уже сегодня итальянские кресла – не дороже российских, сделанных из китайских комплектующих».
Татьяна Курина, руководитель отдела маркетинга компании «Кабинет»:
«Каждая страна имеет свою культуру общения руководителей и сотрудников, которая накладывает отпечаток на планирование офисного помещения. Например, всем известный американский стиль, когда рабочие места расположены по принципу call-center, то есть каждое место отгорожено перегородками. Также есть японский, китайский, европейский стили. Российские компании по большей части занимают здания, строившиеся для советских организаций, где была принята так называемая «кабинетная система». Сейчас эта практика уходит. В настоящее время каждое подразделение работает в отдельном помещении. Рабочие места не ограничены перегородками, имеют естественное освещение, то есть расположены так, чтобы руководитель и сотрудники могли общаться между собой. Для многих компаний в нашей стране обстановка офиса сводится к оптимальному использованию площади рабочего помещения, когда не принимается во внимание ни комфортность, ни эргономика. Студии, специализирующиеся на дизайне офисных интерьеров, стали появляться в нашей стране не так давно. Их развитие и говорит об изменении потребностей. Современные тенденции – это стремление к открытости и прозрачности. То, что называется «современный офис», как правило, включает в себя понятия «модности» и «стильности». Это когда офис организован, следуя тенденциям, господствующим в настоящее время. Рабочее помещение может быть решено в каком угодно стиле, но оно современно, когда в обстановке обыграны, уравновешены и цвет, и форма, когда мебель сочетается по тону с интерьером помещения, когда в нем удобно и легко работать. Стиль исполнения офиса может быть продолжением имиджа самой компании, отражая в себе цвета ее бренда и основные концепции, закладываемые в ее основу. Фирменный стиль, воплощенный в обстановке офисного помещения, является одной из широко распространенных современных тенденций».
|