Не пора ли в отпуск?
Сергей Литовченко
Источник: Деловая газета "Бизнес"
Август - традиционный для нашей страны, и в первую очередь для руководителей высшего звена, период отпусков. Какой бы отпуск ни планировался, вы столкнетесь с рядом вопросов. Первый: как я оставлю компанию? Действительно, как же без вас, такого талантливого и незаменимого, эти бездари будут функционировать?
Если вас волнует, что будет с компанией в ваше отсутствие, это очень серьезный сигнал, что работа держится не на выстроенных процессах, а на отдельных людях.
А если бизнес зависит не от управленческих механизмов, а от того, находится ли человек, пусть даже самый высокопоставленный, на рабочем месте, это означает, что нужно пересматривать философию управления и заново выстраивать работу внутри компании. Кроме того, пора задуматься о том, что вы просто не умеете делегировать полномочия: доносить задачи до других людей, не опасаясь того, что они менее талантливые, успешные и результативные.
Второй аспект, который волнует многих: в отпуск собрались не только вы, но и существенная часть вашей компании. Что делать? Однозначных рекомендаций здесь нет и быть не может. Нам всем известны примеры компаний, которые в августе закрываются целиком. В частности, итальянские мебельные фабрики - в конце лета все их сотрудники единовременно уходят в отпуск. И в такой организации работы есть большой плюс. Ведь чтобы компания функционировала на полную мощность, вам, по сути, требуются дополнительные работники для замены. А закрыв ее целиком, вы полностью избавлены от такой проблемы. Но этот метод применим только в тех видах бизнеса, где не ожидается немедленного предоставления товара или услуг.
Итальянцам единовременный отпуск удается лишь потому, что офисы продаж продолжают работать, и клиентуре простой на фабриках практически не заметен.
Более распространенную стратегию я назвал бы "не делайте из отпуска культа". Большинство компаний проводят отпуска на ротационной основе. Сотрудники уходят понемногу, в течение всего года, и отсутствие некоторых из них на рабочем месте не оказывает существенного влияния на деятельность компании в целом. Это самый распространенный способ, и он самый безболезненный.
Но существуети третий метод, активно используемый компаниями на Западе и редко - в российском бизнесе.
Это программы летних стажировок для студентов, когда последние заменяют временно отсутствующий персонал. Это выгодно компаниям, которые могут отпустить больше сотрудников в удобное для них теплое время года, и полезно для будущих специалистов, которые получают возможность практической работы. Я рекомендовал бы отечественному бизнесу смелее анализировать опцию с летними практиками для студентов. Хотя, конечно, это потребует дополнительных усилий со стороны самой компании, по крайней мере, в HR-департаменте должны быть люди, способные продумать систему быстрой адаптации стажеров к работе в реальном бизнесе.
В любом случае я убежден, что так или иначе вы сможете наладить отпускную процедуру в компании и организуете работу своих подчиненных во время личного отдыха. Главное, не забудьте о том, что уже наступил август и вам самому пора в отпуск. Не упустите эту возможность, и самое замечательное открытие, которое вы сделаете, когда вернетесь, что ничего не изменилось, бизнес идет так же хорошо, как и при вас. И это должно только радовать: значит, вы хороший руководитель и правильно организовали рабочие процессы в компании.
Автор - исполнительный директор Ассоциации менеджеров России.
|