Не по форме
Михаил Малыхин
Источник: http://www.ruptur-russia.ru
Этим летом многие американцы ходят на работу в шлепанцах, топах и шортах. Новый стиль диктуют летняя мода и жара. Работодатели недовольны, но дресс-коды пересматривают. В отличие от них российские компании своим сотрудникам поблажек не дают. Из-за погоды дресс-код менять никто не собирается.
В американских офисах бум на одежду в стиле casual пришелся на 1990-е гг. Но потом многие компании вернулись к строгому деловому стилю. Неожиданная мода на шлепанцы и шорты застала работодателей врасплох. Например, работники подразделения страховой компании Nationwide Mutual Insurance в городе Колумбусе (штат Огайо) этим летом стали вдруг приходить на работу в топах, шлепанцах и блузках c бахромой. Поначалу руководству показалось, что подобный стиль создает нерабочую обстановку в компании. Однако три недели назад Nationwide Mutual Insurance все же внесла изменения в свой дресс-код, официально разрешив работникам надевать топы с низким вырезом, футболки и шлепанцы. “Мода так или иначе влияет на офисный стиль”, — оправдывает действия компании ее HR- директор Стив Киз.
Однако полной свободы в одежде сотрудникам никто не обещал. HR-департаменты компаний пишут длинные инструкции, где подробно указано, что можно носить, а что нельзя. Иногда вопрос о дресс-коде выносится даже на общие собрания. Например, в компании Merlot Marketing в Сакраменто (штат Калифорния) сотрудники так часто задавали вопрос о шортах, что гендиректор Деби Хэммонд вынесла его на всеобщее обсуждение на летучке. Во время собрания она официально сообщила: работники могут носить в офисе длинные, доходящие до колена шорты, которые вошли в моду этим летом. Но есть одно но. Шорты можно надевать только с закрытыми туфлями и подходящей для работы рубашкой.
Еще более нелепая история произошла в банке Emprise Bank в городе Вичита (штат Канзас). Работники компании постоянно засыпали отдел персонала вопросами о том, что носить в офисе. В конце концов компания выпустила 20-страничную инструкцию. Одна из глав называлась “Как носить короткие брюки”. На странице располагалось две фотографии. На одной женщина была изображена в коротких брюках и блейзере. Надпись под снимком гласила: “Так можно”. На второй фотографии была женщина в коротких брюках и расстегнутой блузке. Снимок был подписан: “Так нельзя”.
Несмотря на все ограничения, победное шествие стиля casual по американским офисам будет продолжаться, считают эксперты. Во время интернет-бума “мы видели людей, которые ходили на работу в джинсах и майках и зарабатывали при этом миллионы”, говорит Бри Ковен Браун, писательница из Cиэтла. “Они подали пример целому поколению”, — добавляет она.
В России работодатели просто не понимают, как можно уделять проблеме дресс-кода так много внимания. “Есть вещи, которые разумеются сами собой”, — недоумевает Роман Хлюстиков, гендиректор рекламного агентства “Русевромедиа”. “В уставе нашей компании, конечно же, есть положения о строгом стиле одежды. Однако правила не регламентируют, что именно необходимо носить, когда и как”, — добавляет Марита Нагога, начальник департамента по работе со СМИ РАО ЕЭС. По ее словам, сотрудники и так понимают, где они работают, и не приходят на работу в джинсах или экстремально коротких юбках даже в жаркие дни. В конце концов, в помещении работают кондиционеры, поэтому и летом, и зимой можно одеваться более или менее одинаково.
В целом в России дресс-код строже, чем на Западе, и причина не в том, что до нас не докатилась западная мода, отмечает Галина Мельникова, гендиректор консалтинговой компании HR-Partners. “У нас, вероятно, работодатели опасаются широты русской души: разреши людям отказаться от галстука, так они придут в пляжных шлепанцах. А если позволить женщинам не надевать колготки летом — обнажат не только бедра, но и животы”, — говорит она.
Подтверждением теории Мельниковой могли бы послужить строжайшие дресс-коды крупных российских компаний. “Наши сотрудники всегда приходят на работу в костюмах. Просто летом надевают костюмы светлых тонов”, — констатирует Геннадий Красовский, начальник отдела отношений с инвесторами “Лукойла”. Впрочем, с его точки зрения строгий костюм — это дань уважения к компании со стороны работников. Надо понимать, что работаешь в респектабельном месте, где не терпят легкомыслия и небрежного отношения к работе. Не стоит забывать, что в советские времена женщина в брюках смотрелась вызывающе, добавляет Галина Мельникова из HR-Partners. Стоит ли после это удивляться тому, что у нас дресс-код в компаниях строже, чем на Западе, говорит она.
|