Семья по расписанию
Инга Коростылева
Источник: журнал "Финанс"
Собственный бизнес или управление чужой компанией требуют максимума сил и времени. Чтобы близкие не ощущали дефицита вашего внимания, научитесь грамотно планировать день и дома забывать о работе.
Чем успешнее карьера, тем меньше внимания удается уделять семье. Как только вы начинаете активно зарабатывать, семейная и личная жизнь переводится в режим «военного времени». Учесть это следует заранее, так как необходимо объяснить близким людям, что изменится в вашей общей жизни с появлением желанного богатства.
Обеспечьте себе алиби. Первый этап строительства карьеры особенно важен и сложен. Он требует колоссального психологического и эмоционального напряжения, ведь все только начинается: то и дело возникают новые проблемы, требующие немедленного решения, а опыта нет. В этот момент человеку чрезвычайно важна поддержка близких, однако не все ее получают. Напротив, очень часто супруги, дети, родители и друзья начинают поочередно упрекать молодого бизнесмена в недостатке внимания, частых командировках, вечерних встречах и загубленных выходных. «Обычно люди, только начавшие строить карьеру, не готовы принимать такую критику, ведь до этого близкие поощряли их стремления, — говорит специалист Психологического центра решений Елизавета Карпушкина. — Самая распространенная ошибка — жены молодых преуспевающих бизнесменов сначала требуют денег, а потом — повышенного внимания к себе. Это несовместимо». Особенно болезненно такие перемены воспринимаются в семьях с сильными традициями, где принято вместе ужинать в одно и то же время, проводить вечера за совместным просмотром телевизора, а выходные — с детьми.
Однако предотвратить возможные конфликты дома несложно. Следует с самого начала, когда бизнес-проект или новая работа только появятся, объяснить: вы теперь не сможете проводить дома столько же времени, сколько раньше. При этом следует сделать акцент на особенностях будущего делового общения: это могут быть поздние встречи, длительные или частые командировки, занятость в выходные дни. «Просто заявлять — «теперь я для вас всегда занят» ни в коем случае нельзя, — объясняет психолог Маргарита Табашникова. — Вы должны показать родственникам: для них у вас найдется время, пусть и в ограниченном количестве». Правильнее всего сразу обговорить, когда и сколько вы будете вместе отдыхать. При грамотном тайм-менеджменте это сделать несложно: просто отведите одну из граф в вашем еженедельнике на «отдых с семьей», пусть это станет незыблемой традицией.
«Конечно, не исключено — услышав о вашем намерении много времени проводить на работе, родственники будут недовольны. Однако такое бывает крайне редко: обычно обеспеченное будущее кажется очень привлекательным, а временные трудности легко преодолимыми», — рассказывает Елизавета Карпушкина. Отчасти так и есть, но во всем хороша мера. Всех денег не заработаешь, поэтому не имеет смысла класть на алтарь финансового благополучия здоровье и семейные ценности. «Но, заранее предупредив близких о грядущих переменах, обрисовав им открывающиеся перспективы, вы обеспечиваете себе некое алиби на будущее — они уже не смогут упрекнуть вас в невнимании к семье, ведь вы предупреждали» — добавляет Маргарита Табашникова.
Самое главное, следует объяснить родственникам: развивающийся бизнес требует все большего внимания и не стоит рассчитывать, что трудно будет только вначале. Это поможет избежать разочарований в будущем.
Соотношение занятости. Бурный карьерный рост и связанные с ним временные ограничения проще воспринимаются в семьях, где работают оба супруга: в этом случае поводов для упреков становится меньше. С ростом благосостояния жена, ранее много времени уделявшая детям и ведению хозяйства, может позволить себе нанять няню и больше внимания посвятить работе. «Часто успехи одного из партнеров служат стимулом для другого — он начинает трудиться больше, соответствовать положению своей второй половины, — считает Маргарита Табашникова. — Нередко муж и жена в таких ситуациях ставят какие-то общие цели, двигаясь к их достижению каждый на своей работе. Они понимают друг друга, делятся знаниями и опытом».
Гораздо сложнее принять новые правила неработающему супругу. Чаще всего это жена — бизнес в России все еще является в основном мужским делом. Чем больше у женщины свободного времени, тем более вероятно — рано или поздно она почувствует себя брошенной. Заполняя досуг, домохозяйка начинает посещать салоны красоты и фитнес-центры, постепенно это становится ее образом жизни. Но следом за полезными увлечениями в жизни женщины нередко появляется новая страсть, которой психологи дали имя «шопоголизм» — неумеренное стремление делать покупки. Казалось бы, вполне невинное занятие. Но это не совсем так. «При выборе, примерке и последующей покупке вещей у такой женщины происходит мощный выплеск гормонов, — рассказывает Елизавета Карпушкина. — Это нередко ведет к подмене шопингом общения с мужем, в том числе интимного».
На фоне натянутых отношений между родителями начинают некомфортно чувствовать себя и дети. Особенно если в силу возраста не способны понять, почему папа или мама вдруг стали проводить дома так мало времени. «Чувствуя вину перед детьми, много работающий родитель будет стараться продемонстрировать себе и окружающим повышенное к ним внимание, — говорит детский психолог Татьяна Мишина. — Это может выражаться в высказывании недовольства способами воспитания ребенка». На этой почве в семьях обычно разражаются самые громкие скандалы, несущие разрушительные последствия. Жена, проводящая с детьми все время, редко готова выслушать от мужа, появляющегося в детской раз в неделю, лекцию о правилах и способах воспитания и развлечения наследников. Не позволяйте себе без веского повода подобной критики: даже если она отчасти справедлива, вас не поймут.
Чтобы избежать скандалов, следует предложить супругу помощь в карьере. При этом совершенно не важно, муж жене будет покупать салон красоты или жена мужу — автозаправку. Более успешный и сильный партнер поможет слабому раскрыть потенциал, добиться успеха. Если предложение принято не будет, стоит всего лишь сказать: «Когда тебя это заинтересует, мы все сделаем». Это обеспечит партнера выбором, а вас огородит от упреков.
Круг общения. Успешные деловые люди, как правило, вынуждены много времени проводить на светских мероприятиях. Появляется все больше и больше новых знакомых, в том числе противоположного пола. Совершенно естественно: супруг, отчасти выключенный из этой жизни, начинает ревновать и мучаться подозрениями. Путь решения проблемы только один — чаще брать свою вторую половину с собой. «Более того, чем чаще вы показываетесь с мужем или женой на званых вечерах, банкетах и праздниках, тем более крепким выглядит ваш брак в глазах партнеров, — говорит Елизавета Карпушкина. — Переоценить это сложно: стабильное супружество всегда положительно характеризует делового человека».
«Иногда люди используют бизнес как защиту от своих личных проблем. Не зная, как поступить, они бегут от них в офис, — говорит психолог оздоровительно-психологического центра «ГармоникаМ» Вера Медведева. — Но неразрешенная ситуация остается и нарастает подобно снежному кому, а к ней прибавляется усталость, переутомление — тут недалеко и до нервного срыва». Самое главное в этой ситуации — вовремя остановиться. Если вы без удовольствия возвращаетесь домой — время обратиться к специалисту-психоаналитику. Это не только полезно, но и крайне модно — очередной показатель статуса.
Тактические хитрости. Интенсивная ежедневная работа — стресс не только для вас, но и для вашей семьи. И даже если вы стараетесь исправно уделять ей время и держите ситуацию под контролем, необходимо время от времени делать приятные сюрпризы близким. Например, объявлять о неожиданном отпуске, выходном дне или совместном походе в гости. Время следует выбирать с умом: так, чтобы за одним пропущенным днем не последовала череда ночных бдений в офисе — после такого вашим родственникам не захочется больше получать подобных подарков.
Если вы устали от работы и семьи, чувствуете приближение нервного срыва, не пытайтесь сдерживаться из последних сил. Психологи советуют выбрать время и уехать куда-нибудь хотя бы на пару часов — в одиночестве или в окружении давних друзей, не имеющих прямого отношения к работе и семье. Даже небольшие неприятности на работе или легкая ссора с родственниками стоит того, чтобы вы отдохнули. Исключений из этого правила не бывает.
|