– Зоя Петровна, о чем у вас как предпринимателя и владельца своего бизнеса голова болит больше всего?
– Для малого бизнеса кадровые проблемы сегодня чуть ли не самые главные, и заключаются они, прежде всего, в том, что люди приходят абсолютно неподготовленные, хотя и приносят с собой массу дипломов и сертификатов. Подготовка кадров в высшей школе и просто переподготовка вызывает большие сомнения. Могу объяснить почему. Я сама посещаю лекции в одном вузе – те, которые мне интересны. Плачу немалые деньги, за это мне преподаватель все доходчиво и квалифицированно объясняет. Но когда речь идет о работе со студентами, зачастую начинается совсем другая история. Мол, я работаю на кафедре за 200 долларов, зачем мне там выкладываться, я вместо трех часов отчитаю полтора абы как, для галочки… Зачем тогда держаться за кафедру?
Так что проблемы укоренены очень глубоко. И дело, как вы понимаете, не только в заработной плате. Кадры надо обновлять везде и капитально. Вот сейчас повысили ставки в здравоохранении – теперь надо очистить его от непрофессионалов, шарлатанов и халтурщиков...
– Как вы набираете людей на свое предприятие?
– Здесь ситуация сложная, причем опять же не только у меня. Судите сами, я открываю практически любое издание, где публикуются объявления о вакансиях, и вижу массу больших модулей от крупных и богатых компаний, имеющих возможность такие объявления публиковать. У малого предпринимателя платить за большие рекламные модули возможности нет, поэтому мое маленькое объявление о том, что я ищу, скажем, механика, никто и не заметит. А человек так уж устроен, что обращает внимание прежде всего на то, что бросается в глаза. Лично мне, как владельцу своего бизнеса, наиболее эффективно самой отсматривать объявления в рубриках типа «Ищу работу», выбирать себе людей и приглашать их на собеседования.
– А как же работа со службой занятости?
– У меня в службе занятости «висит» объявление о том, что мне нужны технический консультант по продажам, механик. Вы думаете, они мне оттуда кого-нибудь присылают? Никого. Недавно по направлению оттуда пришел молодой человек и сказал, что ему мою вакансию чуть ли не из-под полы вытащили, хотя она там уже года три или четыре заявлена. Так что это тоже не выход.
– В чем же тогда решение проблемы?
– Я считаю, что нужно менять систему, и прежде всего подготовки кадров. Пусть этим занимаются коммерческие структуры, но занимаются качественно. Что касается малого предпринимательства, то нужно создавать бизнес-инкубаторы. У нас есть программа, по которой предлагают подготовить предпринимателя за 72 часа. Это смешно. Мы бьемся за то, чтобы создать серьезную школу подготовки предпринимателей, где им помогут составить бизнес-план, научат работать с документами и вести дела, будут сопровождать на первых порах. Одним словом, будут вести от идеи до ее реализации. На Западе это называется «менторство», и оно очень распространено. У нас пока только планы.
– В каких сферах малого предпринимательства кадровая проблема ощущается наиболее остро?
– Предприниматели работают абсолютно в разных сферах деятельности, и где-то набрать людей проще, а где-то очень сложно. Согласитесь, найти маникюршу в салон красоты сегодня куда проще, чем грамотного, квалифицированного инженера. Их большим-то компаниям не хватает, а что уже говорить о малом бизнесе... Приведу пример. У нас в городе существует конкурс «Молодые, дерзкие, перспективные». Название многообещающее. Я посмотрела в прошлом году состав участников: ЛИАП, Военмех, Политех, ЛИИЖТ. Пошла на этот конкурс в надежде найти там кадры для себя, тем более что вузы были представлены технические, а мне как раз нужны специалисты технического профиля. Даже приз учредила. В результате оказалось, что, например, выпускник ЛИАПа выставляет проект, посвященный организации оздоровительного кафе, выпускник Политеха – оздоровительный центр. Одним словом, ни одного технического проекта…
– Насколько перспективно сегодня работать в малом бизнесе, если ты, конечно, не являешься хозяином предприятия?
– Перспективно ничуть не меньше, чем на крупном предприятии, если ты профессионал. Должна сказать, что здесь важен и чисто психологический аспект. Многие, особенно молодые специалисты, стремятся работать в крупных компаниях, подозревая, что в малом предпринимательстве получить интересную работу невозможно. Это далеко не так. В малом бизнесе особая атмосфера внутри компании. Какому руководителю крупной фирмы есть дело до проблем своих сотрудников?.. В небольшой организации все друг для друга родные, здесь гораздо проще создать командный дух и вместе двигаться вперед. Миф и то, что здесь нельзя заработать достойные деньги – умному руководителю самому невыгодно мало платить хорошему специалисту.
– В связи с этим, что такое малое предпринимательство в вашем понимании?
– Я бы не сказала, что малое предпринимательство – это только ларьки, с которыми нас чаще всего ассоциирует обыватель. Настоящие предприниматели, я бы сказала, это как раз наоборот, не ларечники. Это те люди, которые выпестовали свое дело, взрастили его с самого начала, ночевали на столе в офисе, чтобы поставить свой бизнес на ноги. И таких предприятий в городе много, просто о них практически никто не знает.
– Какие предложения правительству города выдвигает Общественный совет по малому предпринимательству, чтобы улучшить сложившуюся ситуацию?
– Сегодня меня радует то, что нас заметило правительство города, к нашим проблемам прислушиваются, мы имеем возможность напрямую общаться с губернатором Санкт-Петербурга и руководителем экономического блока городского правительства Михаилом Осеевским. Это дает надежду на то, что нас будут поддерживать на городском уровне, и мы не будем вариться в собственном соку.
|