Уровень стресса среди предпринимателей вырос на 50%
Источник: ИА "Альянс Медиа"
Международное исследование среди предпринимателей, проведенное международной организацией Грант Торнтон Интернешнл в 2006 году, выявило, что уровень стресса у предпринимателей вырос за прошлый год на 50%. Об этом
Международное исследование среди предпринимателей, проведенное международной организацией Грант Торнтон Интернешнл в 2006 году, выявило, что уровень стресса у предпринимателей вырос за прошлый год на 50%. Об этом сообщает пресс-службы компании.
Исследование среди 7 000 бизнесменов из 30 стран мира показало, что 57% всех опрошенных посчитали прошлый год более стрессовым, чем предыдущий, в то время как в 2004 году эта цифра составила 39%, и только 6% респондентов ответили, что уровень стресса снизился. Второй год подряд бизнесмены из Тайваня лидируют среди бизнесменов, наиболее подверженных стрессу, – девять из десяти опрошенных указали на повышение уровня стресса. Далее следуют такие страны как Китай (87%), Филиппины (76%), Ботсвана (74%), Гонконг (69%), Сингапур (67%) и Южная Африка (65%). Россия также попадет в первую десятку стран, где больше половины предпринимателей говорят о возросшем уровне стресса по сравнению с прошлым годом – каждый шестой российский бизнесмен считает, что напряженность выросла за прошлый год (60% против 51% в 2005 г.).
Без сомнения, наиболее стрессоустойчивые предприниматели находятся в Европе и США, хотя даже в этих странах уровень стресса вырос за прошлый год значительно. Предприниматели Швеции за прошлый год испытали наименьшее напряжение, только 24% бизнесменов испытали больший стресс, чем год назад, далее следуют Италия (40%), Испания и Франция (43%), Нидерланды и Великобритания (43%) и США (45%). В ходе исследования проявилась четкая зависимость уровня стресса от количества дней отпуска (за исключением праздничных дней). Большинство предпринимателей Восточной Азии испытали возросший уровень стресса в 2005 году, вероятно, в результате очень коротких отпусков. Нижнюю строчку в таблице со средним количеством отпускных дней занимает Тайвань (8 дней), затем идут Малайзия и Турция (10 дней). Предприниматели Европейских стран гораздо более счастливы в этом отношении – в среднем отпуск составляет 22 дня по сравнению с 12 днями в Восточной Азии. В США количество отпускных дней составило в среднем 14 дней. Возглавляет таблицу Франция, предприниматели которой за прошлый год в среднем отдыхали 27 дней, за ней следуют Нидерланды (25 дней), Великобритания и Швеция (22 дня), Германия (21 день) и Италия (20 дней). Российские предприниматели по количеству дней, проведенных в отпуске, находятся между Европой и Азией. Наши предприниматели отдыхали в прошлом году в среднем 17 дней.
Эндрю Годфри, партнер Грант Торнтон, комментирует ситуацию следующим образом: "Прямая связь между уровнем стресса и количеством отпускных дней поражает. Означают ли полученные результаты, что предприниматели, у которых отпуск был длиннее, чувствовали себя в меньшей степени подверженными стрессу? Или, чем меньше стресс испытывают предприниматели, тем больше дней отпуска они чувствуют возможным взять?»
К другим факторам, воздействующим на уровень стресса, относятся количество времени, затраченное на деловые поездки, и опасения, связанные с угрозой потери своего бизнеса. Деловые поездки вызвали наибольший стресс у 41% предпринимателей Индии. Напротив, у 40% российских предпринимателей деловые поездки не вызывают никаких неприятных ощущений, и только 9% отметили, что данные мероприятия оказывают на них негативное влияние. Япония и Таиланд лидируют (49%) в списке стран, где озабоченность, связанная с потерей бизнеса, является существенным фактором, влияющим на уровень стресса предпринимателей. За ними следуют предприниматели Индии (48%) и Турция (42%). У российских бизнесменов мнения по этому вопросу разделились: 30% считают этот фактор существенным, негативно сказывающимся на их состоянии, а у 40% этот вопрос не вызывает стрессового состояния.
«Принимая во внимание, что больше половины российских предпринимателей отмечают рост уровня стресса в 2005 году, стоит учесть, при этом, что 20% из них считают рост стресса значительным, 35% опрошенных не считают, что уровень стресса изменился, а 5% полагают, что он снизился», - комментирует полученные результаты Вячеслав Кичатов, директор отдела корпоративных финансов Грант Торнтон в России.
Анализируя итоги опроса в России, следует в первую очередь отметить сохранение высокого уровня стресса в предпринимательской среде, хотя нет веских оснований говорить о резких колебаниях в этом отношении. Характерно, что российские бизнесмены, в отличие от многих зарубежных, не считают, что факторы, рассмотренные в исследовании (продолжительность отпусков, деловые поездки и угроза потери бизнеса), заметно влияют на уровень стресса. Устойчиво высокий уровень стресса в российской деловой среде, судя по всему, сохраняется, в основном, как производная общего положения в экономике страны.
В данном контексте можно обратить внимание на такие общие факторы, не способствующие укреплению оптимизма среди предпринимателей в России, как пробуксовка административной реформы, которая не дала обещанного снижения административного давления на бизнес. Неоднозначно ведется налоговая реформа, вызывающая больше беспокойства, чем радости у делового сообщества. В тени остается до половины объема внутреннего рынка, в первую очередь в сфере малого и среднего бизнеса, что не может не вызывать стрессовых явлений у большого числа деловых людей и далеко не всегда зависит от воли конкретных бизнесменов, вынужденных ориентироваться на правила игры, сложившиеся в коррупционной среде.
Международное исследование предпринимателей малого и среднего бизнеса (IBOS) было проведено международной организацией Грант Торнтон Интернешнл среди более 7 000 владельцев малого и среднего бизнеса из 30 стран мира осенью 2005 года. Первое исследование IBOS было проведено в 2002 году и оно явилось продолжением исследования европейского бизнеса, которое Грант Торнтон проводила с 1993 по 2001 год. Исследование этого года было проведено Experian Business Strategies Limited и Harris Interactive.
|