Майкл Портер. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 454 с. Майкл Портер. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его
Майкл Портер. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 454 с. Майкл Портер. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 715 с.
Сложно найти более востребованную и уважаемую область управленческих знаний, чем стратегический менеджмент. Такое положение науки о стратегии определяется характером вопросов, на которые она отвечает. Как выстроить взаимоотношения с заинтересованными группами во внешнем окружении? Какие внутренние ресурсы и способности нужны для занятия лидирующих позиций в отрасли? Как приобрести и удержать конкурентное преимущество? Многие теоретики и практики во всем мире заняты поиском ответов на эти вопросы, но только в редких случаях их взаимные усилия приводят к очередному прорыву в менеджменте. В 80-х гг. прошлого века таким событием стал выход двух фундаментальных работ Майкла Портера “Конкурентная стратегия” и “Конкурентное преимущество”. Именно с этого момента в арсенале менеджеров и консультантов появились действительно практичные и эффективные инструменты стратегического анализа, такие как цепочка создания стоимости, карта стратегических групп, пять конкурентных сил.
Очевидно, что занять монопольное положение на рынке управленческих концепций невозможно. И вслед за работами Портера в свет вышли конкурирующие с ним теории. Это типичная ситуация появления “хороших” соперников, подробно разбираемая в “Конкурентном преимуществе”. Такой тип конкурентов обладает рядом важных характеристик, среди которых: жизнеспособность и доверие потребителей, четкое понимание своих сильных и слабых сторон, постановка реальных целей с учетом множества ограничений. Стратегические выгоды от существования “хороших” конкурентов очень велики, пишет Портер. Правильные конкуренты способны восполнить недостатки предложения в тех случаях, когда компания не хочет или не может наращивать объем производства. Благодаря такой поддержке потребители всегда удовлетворяют свой уровень спроса и не переключаются на товары-заменители. Конкуренты помогают компании выстраивать политику создания отличительных особенностей, выступая в качестве объекта сравнения. Они способствуют успеху в переговорах с персоналом, так как всегда есть возможность предстать в более выгодном свете по уровню заработной платы или социальному пакету. Правильная конкуренция в отрасли создает высокие барьеры для входа новичков, т. е. способствует устойчивости конкурентных преимуществ компании. И конечно, это самый мощный стимул к снижению затрат, повышению качества продукции и использованию последних достижений технического прогресса.
Кратко излагать основные идеи Портера — занятие неблагодарное. Важно отметить лишь то, что впервые появилась возможность прочитать на русском языке самую полную версию первоисточника по стратегическому менеджменту, который раньше был доступен в лучшем случае в журнальных статьях, а в худшем — в пересказах и толкованиях.
Конечно, с момента первой публикации книг Портера многое изменилось: технологии и методы управления, предпочтения потребителей и геополитическая ситуация. Изменилось почти все, но не основополагающие принципы конкуренции, которые не ограничиваются рамками конкретных отраслей, инноваций и управленческих подходов. Классические труды Портера сохранили свою актуальность и готовы служить новому поколению российских менеджеров. “В моих работах нет таких идей, от которых мне пришлось отказаться”, — пишет автор через 20 лет после выхода первого издания “Конкурентной стратегии”. Двери дома, который построил Портер, открыты всегда, и архитектор отвечает за каждый заложенный в фундамент кирпич.