Про вождей и людей
Юлия Фуколова
Источник: Секрет фирмы
Организация – это не коллектив, не команда и не набор индивидуумов. Консультант Рэй Иммельман копает глубже. Племя – вот глубинная модель, объясняющая поведение людей в компании. Не очень оригинально, но почему-то
Организация – это не коллектив, не команда и не набор индивидуумов. Консультант Рэй Иммельман копает глубже. Племя – вот глубинная модель, объясняющая поведение людей в компании. Не очень оригинально, но почему-то оторваться невозможно.
Похоже, западным гуру не дает покоя слава Хемингуэя: они явно полюбили жанр бизнес-романа. Каких-нибудь десять лет назад деловая литература была в большом дефиците, и некоторые менеджеры зачитывались детективом Джона Гришэма «Фирма» и даже находили там полезную для работы информацию.
В последнее время на рынке появились настоящие деловые романы: сначала вышла книга Элияху Голдрата «Цель: процесс непрерывного совершенствования», и вот теперь Рэй Иммельман продолжил традицию. Видимо, вымышленный материал – наиболее благодатная почва для высадки нестандартных идей, и здесь без образа героического производственника никак не обойтись.
Сюжет романа Boss самый что ни на есть банальный. Грэг Райт неожиданно назначен директором отстающего предприятия и должен вывести завод из кризиса, выполнив крупный заказ. Однако его сотрудники не хотят мыслить командно, каждый тянет одеяло на себя. Не помогают ни «шесть сигм», ни другие супермодные концепции. Но тут у героя появляется мудрый учитель, другой производственник, который обладает неким сокровенным знанием. Он ни за что не отдаст это знание просто так, а будет, словно Будда, загадывать загадки и рассказывать истории. И Грэг Райт, естественно, до всего дойдет своим умом, заказ выполнит и тут же получит пост вице-президента.
В чем же заключалось решение? Ключевое слово «племена». Рабочие, руководители, акционеры – это не отдельные индивидуумы. И даже не коллектив, и тем более не организация. Это племена со всеми вытекающими отсюда первобытными последствиями. Именно эти последствия (или законы, или признаки) и составляют философию «племенного подхода» Рэя Иммельмана.
Итак, у каждого сильного племени должен быть общий враг (следствие: вражда между отделами или ненависть к конкуренту – как повернете). Племя вырабатывает свои отличительные знаки, язык, четкий и всем понятный механизм правосудия. Кроме того, у него есть стимулы для жизни и развития. Роли в племени могут отличаться от ролей в организации. И наконец, племя защищает себя и свою территорию.
Конечно, в XXI веке, да еще после жизнеутверждающих книг Питерса, Нордстрема, Брэнсона и др., в теорию племен как-то не хочется верить. Но все эти простые или даже примитивные аналогии почему-то складываются в целостную картинку. И тогда многие загадочные, иррациональные события в жизни компании легко объясняются. Рабочие не халтурят, а воюют со своим врагом-менеджером. Первая смена вставляет палки в колеса второй, потому что заботится о безопасности племени – доказывает свое превосходство. А нежелание делиться знаниями вызвано тем, что каждое сильное племя понимает, в чем источник его успеха, и оберегает его. Одним словом, пора брать на вооружение социальную антропологию. Западные компании, между прочим, уже приглашают в штат подобных специалистов-антропологов.
По сути, книга Иммельмана возвращает нас к размышлениям о теории мотивации, предлагая еще одну метафору (или шпаргалку – всего в книге даются 22 характеристики сильного племени). И, по крайней мере, помогает разобраться, как индивидуальная мотивация соотносится с групповой. А главное, дает простую и понятную установку: прежде чем делать что-либо, определись, к какому племени ты относишься. Касается всех – и сотрудников, и вождей.
Boss: Бесподобный или бесполезный. Бизнес-роман Р. Иммельман М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2005.
|