error (in future use header("Location: ") trought class to see errors using ErrorHandler) in query: INSERT into publications_show set id='5622',showed='1',date=NOW(),ip='3.12.36.130',sess='dvgu0bf169piatj33j000olda3',url='http://cachedwww.allmagic.ru/publications/?view=5622'; Duplicate entry '1' for key 'showed' (1062)
Бизнес, где все наоборот: персонал платит работодателю, чтобы иметь возможность на него поработать | MainJob.ru
Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Бизнес, где все наоборот: персонал платит работодателю, чтобы иметь возможность на него поработать


Владимир Хуповой , Сергей Скворцов, консалтинговая компания "Шаг"
Источник: E-xecutive

В современном обществе можно обнаружить немало людей, которые с готовностью расстаются со своими деньгами, чтобы немного поработать. Такие бизнес-схемы по-разному связаны с законом и моралью: одни совершенно законны,

В современном обществе можно обнаружить немало людей, которые с готовностью расстаются со своими деньгами, чтобы немного поработать. Такие бизнес-схемы по-разному связаны с законом и моралью: одни совершенно законны, другие – чисто криминальные. Авторы статьи, раскрывая «карты» этих схем, желают, чтобы наиболее порочным из них был положен конец.

Дискуссия, разгоревшаяся вокруг нашей статьи «Почему никогда не умрет рекрутинг, или сколько нужно платить персоналу, чтобы текучесть кадров была выгодна работодателю», натолкнула нас на мысль о том, что, помимо схем бизнеса, куда изначально включена высокая текучесть кадров и низкая заработная плата, могут существовать и другие необычные схемы. Проанализировав ситуацию, мы пришли к выводу, что существует не менее трех схем построения бизнеса на том, что работодатель либо ничего не платит сотрудникам за работу, либо живет благодаря тем средствам, которые получает с персонала. Причем, речь идет не о рабовладельческом строе или военном коммунизме. В самом современном обществе можно обнаружить немало людей, которые с готовностью расстаются со своими деньгами, чтобы немного поработать. Эти бизнес-схемы по-разному связаны с законом и моралью: одни совершенно законны, другие – чисто криминальные.

Хотим сразу предупредить, что ни одна из этих схем не является нашим изобретением. Более того, раскрывая «карты» этих схем, мы хотели бы, чтобы наиболее порочным из них был положен конец.

Бизнес № 1. Он известен под названием «финансовая пирамида». В настоящее время о «финансовых пирамидах» сказано уже довольно много, поэтому, не вдаваясь в историю их возникновения и разновидности, мы рассмотрим один конкретный случай и математическую модель, на которой он, возможно, был основан.

Дело было летом 1999 года. В г. Днепропетровске, в течение приблизительно 8 месяцев на рынке производства косметики, действовала компания под поэтическим названием «RION COSMET». Только вот производства у нее своего не было. Через СМИ эта фирма набирала желающих подзаработать немного денег. Им предлагалось за 400 гривен (порядка 80 долларов) приобрести то ли жидкость, то ли белый порошок, который надо разводить водой и держать в прозрачной стеклянной таре на солнце. Через месяц «солнечных ванн», этот продукт был готов, как суррогат для производства кремов, и  компания приобретала его у своего сотрудника за 450 гривен (90 долларов). Поскольку оплата труда была сравнительно небольшая, а срок ожидания довольно долгий, то многие желающие приобретали несколько порций этого чудодейственного порошка. Только, придя однажды в офис этой компании, «производители» обнаружили, что двери наглухо закрыты, а прибывший наряд милиции установил полное исчезновение из сейфа денежных средств, которых, по расчетам, должно было быть не менее полутора миллионов незалежных украинских гривен (300000 у.е.). Анализ волшебного порошка, проведенный санэпидстанцией, позволил установить его принадлежность к разновидности протеина по 20 копеек за килограмм, который добавляют в пищу крупному рогатому и не очень рогатому скоту для увеличения веса.

Возмущенные «производители» «кремов» устроили демонстрацию возле горисполкома, перегородив, в течение нескольких часов, центральный проспект города. Поскольку таковых оказалось не менее полутора тысяч человек, то можно себе представить:

  • Как сильна еще в людях страсть к быстрой наживе;
  • Как много таких людей;
  • Что среди них есть такие, которые могут сделать на этом бизнес.

Пока милиция проводила свои оперативные мероприятия, а чиновники, юристы и СМИ обсуждали эту тему, мы сели за расчеты, чтобы установить, какая математическая модель бизнеса здесь использовалась.

Итак, мы имеем следующие исходные данные:

  • 1 порция «материала» при продаже стоит 80 долларов
  • 1 порция «материала» при покупке стоит 90 долларов
  • срок «производства» (ожидания «зарплаты») – 1 месяц
  • Чистая прибыль компании – 300000 долларов
  • Продолжительность жизни компании на рынке – 8 месяцев
  • Количество персонала – 1500 чел.
  • Среднее количество порций на одного работника – 3 порции (установлено из опроса пострадавших)

    Далее, наша модель строится на двух допущениях:

  • Для того, чтобы к восьмому месяцу численность персонала достигла 1500 человек, компания должна привлекать к своей работе не менее 188 новых сотрудников в месяц (1500/8 = 187,5)
  • Численность сотрудников в нашей модели от месяца к месяцу возрастает линейно (можно использовать и нелинейные модели, но различия получатся совершенно незначительные)

    Расчеты, проведенные для такой компании на год вперед, показали бы следующую картину:

    Месяц Кол-во сотрудников, которые отдали деньги работодателю Кол-во сотрудников, которым работодатель отдал деньги Сумма, которая получена с сотрудников Сумма, которую выплатили сотрудникам Баланс
    1 188 0 45120 0 45120
    2 376 188 90240 50760 39480
    3 564 376 135360 101520 33840
    4 752 564 180480 152280 28200
    5 940 752 225600 203040 22560
    6 1128 940 270720 253800 16920
    7 1316 1128 315840 304560 11280
    8 1504 1316 360960 355320 5640
    9 1692 1504 406080 406080 0
    10 1880 1692 451200 456840 -5640
    11 2068 1880 496320 507600 -11280
    12 2256 2068 541440 558360 -16920

Данная схема построения бизнеса основана на том, что работодатель получает большую сумму с персонала в первый месяц, и в этот месяц никому ничего не выплачивает. Следующие несколько месяцев эта сумма постепенно «проедается», несмотря на постоянный приток денег с нового персонала. Дело в том, что новым сотрудникам приходится выплачивать больше, чем с них получено, но – на следующий месяц. Через определенный период времени «финансовая пирамида» неизбежно рухнет. Это произойдет не позднее того момента, когда разность между полученной с персонала суммой и выплаченной будет равна нулю. Теперь становится понятно, почему «RION COSMET» лопнула именно через восемь месяцев, и прибыль компании составила не менее 300000$. Получив с тысячи пятисот сотрудников 360960$ , махинаторы просто не стали возвращать 355320$. На девятом месяце они могли бы получить больше, но их положение стало бы более угрожающим. Не исключено, что уже на восьмом месяце они не смогли бы вернуть 350000$, т.к. в течение всего этого периода времени, компания несла постоянные расходы (аренда, реклама в СМИ и т.д.)

Бизнес № 2. Как ни странно – это фундаментальная наука. И это очень и очень прискорбно. Представьте себе положение ученого, который сделал гениальное открытие,  захотел осчастливить им человечество, и получить признание своих коллег. Единственный способ, которым он может это сделать, – это опубликовать свои изыскания в научной прессе. Если речь идет о защите кандидатской диссертации, то диссертант (по требованиям ВАК в Украине) должен опубликовать в специализированных изданиях не менее 3 статей. Но, для того, чтобы опубликовать статью, например, в «Вестнике Днепропетровского национального университета» необходимо заплатить издательству ДНУ 2 у.е. за страницу. Небольшая статья в 10 страниц обойдется в 20 у.е., что, в принципе, не дорого. Однако если в течение пяти лет преподаватель университета ничего не публикует, то университет может расторгнуть срочный трудовой договор с ним (или просто не продлить его на следующий срок). Поэтому, многие публикации в научных журналах, мягко говоря, не блещут, поскольку написаны они, отчасти, из страха потерять работу. Является ли страх хорошим мотивационным фактором – неизвестно, но, в любом случае, работодатель искусственно создает условия, при которых персонал должен ему платить за возможность работать дальше. Более того, получается, что, чем продуктивнее будет работать ученый, тем меньшее количество денег он будет получать за свой труд, т.к. все больше и больше их будет уходить на публикацию его трудов родным университетским издательством. И, хотя это не вся зарплата ученого, сама по себе такая практика является порочной, поскольку фундаментальная наука в Украине развивается за счет тех, кто ее развивает. Можно, конечно, говорить о том, что ученым движет страсть к славе, но, научные труды все же являются продуктом научной организации, а не тщеславия их авторов, и пользуется ими широкая общественность.

Бизнес № 3. Если бы такого бизнеса не было, то его следовало бы придумать, поскольку это – лотерея. Мы рассматриваем только тот вид этой азартной игры, где игрок пытается угадать номера нескольких шаров, выпавших на лототроне. Поскольку организатор лотереи платит победителям не из своего кармана, а из создаваемого игроками призового фонда, то задача организатора – привлечь наибольшее количество людей к игре. Каждого игрока можно рассматривать как «сотрудника», создающего своими деньгами «продукт» лотереи – призовой фонд, который достанется наиболее удачливым игрокам. Точно так же, как обычная компания выплачивает премии наиболее старательным сотрудникам. Только для того, чтобы иметь возможность получить такую «премию», «сотрудник» должен сначала заплатить «работодателю» и выполнить «работу» – заполнить счастливый билет.

Пример с лотерей мы приводим не случайно: по принципу лотереи построено немало совершенно законных, и вполне приемлемых с точки зрения морали бизнес-схем. Количество компаний, в которых для того, чтобы стать сотрудником, необходимо купить «лицензию» или пройти «обучение» в последние годы не стало меньше. Здесь как в лотерее: сначала платишь, а потом – как повезет.

Все три бизнеса, о которых шла речь, объединяет одно свойство: они построены исключительно на знании психологии людей. То ли страсть к наживе, то ли страх или тщеславие движут теми людьми, которые оказываются сотрудниками подобных компаний, мы сказать не можем – не проводили подобных исследований. Однако ясно одно – до тех пор, пока наиболее отвратительные формы такого бизнеса не будут подвергнуты квалифицированной оценке со стороны общественности и профессионалов, они будут только процветать.

Вместо эпилога: «Использование потребителей в качестве сотрудников».

Задумывался ли кто-нибудь и когда-нибудь, почему на классической одежде (костюмы, галстуки, шляпы, туфли) бирки с логотипами находятся с внутренней стороны, а на одежде, рассчитанной на массового потребителя (джинсы, футболки, бейсболки, кроссовки) – снаружи?

Если обратиться к истории одежды, то можно обнаружить, что классическая одежда изготавливалась под заказ и для достаточно ограниченного круга потребителей. Производители же массовой одежды изначально были заинтересованы в широкой рекламной кампании своих товаров, поэтому, желая сэкономить на рекламе, помещали логотипы своих компаний на лицевую сторону товара. Потребитель, не задумываясь над смыслом подобной акции, непроизвольно становился распространителем информации об изготовителе одежды среди своего круга общения. Если бы подобную тактику выбрали производители классической одежды, то они наверняка бы столкнулись с судебными исками в свой адрес со стороны представителей высших слоев общества и среднего класса, которые, в силу образования и понимания бизнес-процессов, наверняка бы уличили своих кутюрье в использовании их в качестве носителей рекламы.

Помещение логотипов на джинсы, футболки и кроссовки впоследствии стало прочной традицией, и даже получило обоснование в рамках различных теорий брендирования, хотя каждый покупатель вправе требовать с компании-изготовителя одежды компенсацию за проведенную рекламную кампанию.

Развивая эту идею дальше, можно обнаружить, что не только потребители товаров, но и потребители услуг часто становятся непроизвольными сотрудниками компаний, у которых они эти услуги приобретают. Речь, в данном случае, идет не о выполнении функциональных обязанностей, а об участии потребителей в создании конечного продукта (услуги). Что является продуктом дискотеки, ночного клуба или концерта? Если музыка, то каждый посетитель может послушать ее дома, и совершенно бесплатно. Основой же индустрии развлечений является не музыка, и не представление, а толпа. Толпа, в данном случае, понимается в соответствии с ее научным определением, данным в психологии: «бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания» (см. Краткий психологический словарь/ Сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского).

Именно скопление людей, заражающее, каждого попавшего туда человека, сильными эмоциями, и привлекает туда людей, и является конечным продуктом любого развлекательного мероприятия. Таким образом, каждый потребитель платит производителю данной услуги деньги за то, чтобы иметь возможность поучаствовать в создании конечного продукта, который был ему продан без гарантии качества, так как «качество» толпы зависит от самой толпы.

Аналогичную картину можно наблюдать не только в массовых мероприятиях, но и во вполне престижных клубах (например, гольф-клубах). Членство в таком клубе предполагает оплату, но не она, и не любовь к гольфу, является определяющим фактором в принятии решения вступить в клуб. В таких клубах состоят из стремления принадлежать к тому кругу общения, к которому принадлежит господин А., а также господа Б. и В. Что является в данном случае конечным продуктом гольф-клуба, если исключить гольф как повод пообщаться? Наличие господ А. Б. и В., которые сами заплатили деньги за то, чтобы создать такую репутацию клубу, которая привлекает их самих, а также других людей, к тому, чтобы платить и дальше.

 

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru