error (in future use header("Location: ") trought class to see errors using ErrorHandler) in query: INSERT into publications_show set id='5600',showed='1',date=NOW(),ip='3.144.248.178',sess='ermmc6fjvr2cb27uj9opk16l51',url='http://cachedwww.allmagic.ru/publications/?view=5600'; Duplicate entry '1' for key 'showed' (1062)
Ищем золотые руки! | MainJob.ru
Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Ищем золотые руки!


Евгения Ленц
Источник: Бизнес журнал

Интервью генерального директора кадрового агентства «ЕФИМОВ и партнеры» Галины Лукашенко «Бизнес-журналу». Впервые с начала 90-х Москва, как и вся Россия, испытывает острую потребность в специалистах рабочих профессий.

Интервью генерального директора кадрового агентства «ЕФИМОВ и партнеры» Галины Лукашенко «Бизнес-журналу». Впервые с начала 90-х Москва, как и вся Россия, испытывает острую потребность в специалистах рабочих профессий. Рынок труда переполнен бухгалтерами и менеджерами, в то время как экономике необходимы не только «светлые головы», но и «золотые руки».  

 

Газетные столбцы объявлений пестрят призывами работодателей к «синим воротничкам» срочно трудоустроиться. В то же время, молодые юристы и экономисты зачастую вынуждены выполнять едва ли не секретарские функции, поскольку работы по специальности для них нет. Неужели отечественная промышленность переживает такой подъем, что хороших рабочих рук просто не хватает? Пожалуй, эта пора только приближается. Причина дефицита - в другом. Российская система образования, а заодно и менталитет выпускников школ слабо соотносятся с требованиями рынка труда.

 

На первый взгляд, в рыночных условиях эта проблема как та­ковая вообще не могла возник­нуть. Раз существует спрос, значит, обязано достаточно быстро по­явиться и предложение. Очевидно, что спрос на услуги учебных заведений должны обеспечивать две категории потребителей — сами учащиеся и их потенциальные работодатели. Небольшое исследование, проведенное «Биз­нес-журналом», показало: в подавля­ющем большинстве ни те, ни другие не способны мыслить категориями рынка и соотносить свои дальнейшие шаги с необходимостью встраиваться в него уже в самой ближайшей перспективе. Спрос на «синие воротнички» не­шуточный, и это нам охотно подтверди­ли в Роструде. По данным этого ведом­ства, на основной массе предприятий средний возраст рабочего - 55 лет. А ведь девять из десяти вакансий на рынке занятости составляют рабочие специальности. На сегодняшний день практически утрачен состав высокой квалификации средней возрастной группы. При этом в цене классные ра­бочие профессии, которые нужны в промышленном производстве: тока­ри-фрезеровщики, электрики универсальные, электрогазосварщики, сле­сари-наладчики. Одна из самых дефи­цитных специальностей — наладчики контрольно-измерительных приборов и автоматики. Особенно их не хватает в столице, где сейчас идет активное обновление производства; предприятия закупают современные станки с число­вым программным управлением, которыми надо уметь пользоваться.

 

Остродефицитны профессии в строительной отрасли - каменщики, столяры, штукатуры-маляры; а также в транспортной сфере - водители гру­зовых автомобилей. Их можно назвать самыми «хлебными». В сельской мест­ности ощущается нехватка врачей, учителей-предметников, возникает потреб­ность в кадрах правоохранительной деятельности, науки, культуры. В сфере переработки сельскохозяйственной продукции скоро потребуются грамот­ные и умелые мастера: пекари, сыроде­лы, маслоделы, пчеловоды, специалис­ты по организации малых предприятий. Из профессионалов без высшего образования не останутся без работы официанты, продавцы, парикмахеры, то есть работники сферы обслуживания.

 

Исследование кадровой ситуации, проведенное более чем на 300 рос­сийских, как государственных, так и частных предприятиях Центром трудо­вых исследований Высшей школы эко­номики совместно с ВЦИОМ, выявило огромный дефицит человеческого капитала в промышленности - более чем на 40% производств не хватает специалистов с высшим образованием и квалифицированных рабочих.

 

Только в столице в течение двух бли­жайших лет должны открыться почти две тысячи новых предприятий потребительского рынка и услуг. «Для нас это означа­ет: потребуется дополнительно около 26 тысяч работников для торговли и об­щественного питания, более 6,5 тысячи для сферы бытового обслуживания», - заявили в Департаменте по труду и заня­тости московского правительства.

 

В то же время предложение рабочей силы значительно превышает спрос по таким профессиям, как экономист, бух­галтер, юрист. А ведь именно они имеют высокий рейтинг среди профессио­нальных предпочтений у нынешних вы­пускников школ!

 

«Непопулярность ра­бочих специальностей, прежде всего, связана с мнением, что работа столяра, бетонщика или каменщика является низкооплачиваемой, - говорит Галина Лукашенко, директор кадрового агентства «ЕФИМОВ и партнеры». - А между тем, сегодня зарплата рабочего в столице сопостави­ма с окладом рядового менеджера по продажам. Перманентно растет цена труда рабочих и в регионах. На мой взгляд, в ближайшее время в связи с ус­тойчивым спросом на этот персонал со­хранится тенденция к росту заработной платы. Тем не менее россияне готовы работать по более престижным специ­альностям и получать меньше. В резуль­тате работодатели вынуждены привле­кать иностранцев для строительства жи­лых и нежилых объектов, обслуживания сектора ЖКХ не только в Москве, но и в регионах России». Так, например, сред­няя заработная плата на ОАО «КамАЗ» составляет порядка 8 тысяч, что для ре­гионов является вполне приличным по­казателем. Однако предприятие испы­тывает постоянный дефицит рабочих, и 3 000 мест остаются вакантными.

 

Итак, потребности рынка рабочей силы очевидны, и любой, кто потрудит­ся ознакомиться с ними, может доста­точно внятно планировать свою карье­ру и обеспечивать развитие производ­ства. Что же происходит на деле?

 

И в вуз все дуют!

Ежегодно в стране появляются де­сятки новых учебных заведений, кото­рые штампуют все тех же юристов и бухгалтеров тысячными отрядами. Ка­жется, нелогично, но на самом деле новые частные вузы ведут себя вполне рыночно: на эти специальности у них есть устойчивый, хорошо оплачивае­мый спрос, обеспеченный горячим же­ланием большинства нынешних школьников выбиться в «белые ворот­нички», иметь высокие доходы и при этом — «непыльную работенку». Мо­лодежь гораздо охотнее идет в вузы, чем в среднеспециальные учебные заведения, и готова платить за диплом, если иного пути для поступления нет. В результате, по данным Управления фе­деральной службы занятости по Моск­ве, в столице к 2009 году количество мест в соответствующих вузах превы­сит на 20% общее число всех выпуск­ников школ! При этом, по расчетам со­циологов Высшей школы экономики, к концу десятилетия найти работу по своей институтской специальности сможет только треть закончивших вузы.

 

Отдельные попытки как-то отрегу­лировать этот процесс желаемых пло­дов не принесли. Несмотря на некото­рое ужесточение правил выдачи ли­цензий академиям, институтам и выс­шим школам, они размножаются в арифметической прогрессии, стре­мясь заработать на волне интереса выпускников, мечтающих о карьере менеджера по продажам или бухгалте­ра. Законодательно их число никак не ограничивается, а рекомендации министерства образования по количеству мест на те или иные специальности можно принимать к сведению - и только. К тому же, ничто не мешает ру­ководству уже существующего вуза от­крыть прием на новую специальность, на скорую руку организовав отделение менеджмента при любом сельхозин­ституте. Дешево и сердито!

 

Получается, действительно, серди­то - поскольку, по словам самих рабо­тодателей, основной проблемой явля­ется даже не недостаток специалистов, а их квалификация. Как подчеркнул представитель Управления федераль­ной службы занятости по Москве Анд­рей Гринберг, речь идет не столько о перепроизводстве, сколько о «браке»: «Качество образования — вот главный вопрос и главный объект претензий к выпускникам со стороны нанимателей!» Тему охотно поддерживают все агентства, занимающиеся подбором кадров для предприятий. По их мнению, российская система образования раз­валивается на глазах. Старые опытные педагоги уходят из нее по возрасту, а новые - это те, кто закончил педвуз в конце 80-90-х. «А кто тогда поступал в педагогический? - вопрошает Викто­рия Езерская, генеральный директор кадрового агентства «Апельсин». - Из нашей школы за редким, очень редким, исключением (припоминаю буквально одну девочку, которая всегда искренне любила возиться с детьми и видела в педагогике свое призвание) в педвузы поступали, в основном, те, кого больше никуда не взяли». Те самые, что плохо занимались в школе, не способны были подготовиться к экзаменам в вуз, где желали бы учиться, или просто ничего конкретного не хотели и поступали «лишь бы куда, только чтоб диплом был». Эти люди сейчас работают в школах. Неудивительно, что качество обучения в них упало катастрофически.

 

В вузах ситуация пока иная - все-таки преподавательский состав здесь в целом сильнее, а поступают лучшие из выпускников школ. Впрочем, система платного образования - по крайней мере, в том виде, в каком она введена и существует сейчас, - в кор­не подорвала сам принцип качествен­ного обучения. Вузу, получающему со студента ежегодные деньги, невыгодно объективно оценивать его уровень на экзаменах. Поэтому любой, заплатив­ший за образование, гарантированно получит диплом государственного об­разца вне всякой связи с реальным багажом знаний и общими интеллекту­альными и профессиональными спо­собностями. То есть подрывается дове­рие к диплому вуза как к документу, подтверждающему уровень профес­сиональной подготовки его владельца. Это же отношение в массовом созна­нии распространяется и на тех выпуск­ников, кто поступил на основе реаль­ного конкурсного отбора. «Возникает ситуация, когда диплом большинства российских вузов уже не имеет своего первоначального значения, - отмечает Езерская. - Хотя (подолью ложку ме­да) осталось у нас несколько вузов, что держат еще планку качества. До сих пор, несмотря на описанные пробле­мы, которые не могли не затронуть в какой-то степени их тоже, они дают своим студентам достойное образова­ние (приведу в пример только москов­ские, так как знакома с ними лучше: МИФИ, МФТИ, МГУ им. Ломоносова, МИРЭА, МГЮА, РЭА им. Плеханова, ГУУ (бывш. Орджоникидзе), некоторые другие). Их выпускники котируются очень высоко. К сожалению, таких -меньшинство».

 

ПТУ — «Помоги тупому устроиться»?

 

Именно так расшифровывали школьные остряки общеизвестную аб­бревиатуру. И в ПТУ народ идет все реже. Еще бы! Не одно и не два поко­ления в нашей стране выслушивали от
родителей и учителей страшилку: «Бу­дешь плохо учиться - пойдешь в ПТУ!» В результате популярность этих учебных заведений всегда была исключительно со знаком минус, и лишь в последние годы отношение к ним стало чуть теплее. Сегодня, по данным Мин­образования, только 20% выпускников учатся в ПТУ и СПТУ, причем львиная доля будущих специалистов - родом из малых городов. Столичные школь­ники в технический персонал тем бо­лее не рвутся. Так, результаты опросов выпускников московских школ послед­них лет показали, что лишь 1,5-2% старшеклассников планируют трудо­устроиться сразу после окончания учебы или получить профессиональ­ную подготовку по рабочей специаль­ности. В целом же по России число же­лающих учиться в профессиональных училищах сократилось с 12% в 2003 году до 8% — в 2005-м.

- Сложилась тревожная ситуация: молодых людей,  желающих  получить рабочую специальность, немного. Так же, как и мало наставников, способных передать   знания   молодому   поколе­нию,  -  многие  квалифицированные специалисты давно ушли на пенсию, — говорит Галина Лукашенко. — Возмож­но, частично улучшит положение введе­ние платного высшего профессиональ­ного  образования,  о  котором  сейчас много говорится. И тогда молодые люди будут  осваивать  профессию  столяра или  плотника.  Выиграют все — ведь обучение этим специальностям малоза­тратно для   государства   и   отнимает меньше времени у самого учащегося.

- Редко кто идет сейчас получать рабочую специальность, молодежь выбирает между учебой в вузе и работой без квалификации. Если и проходят профессиональное обучение, то дале­ко не всегда в дальнейшем работают по специальности, - поддерживает кол­легу Виктория Езерская. - Проще и быстрее можно заработать деньги на купле-перепродаже (даже не имея об­разования выше среднего), нежели за несколько лет труда за копейки дорас­ти до высококлассного, например, фрезеровщика и все равно получать впоследствии значительно меньший доход. Ситуацию эту знаю не пона­слышке - мой отец работает на произ­водстве в Подмосковье, там проблема с кадрами на рабочие должности стоит как никогда остро. По его словам, ресурса старых специалистов-рабочих (большинство из которых уже пен­сионеры) хватит еще на несколько ближайших лет, а потом - катастрофа. Уже сейчас многие уникальные произ­водственные технологии безвозвратно потеряны. Люди, владевшие ими, ушли, так и не успев никому передать свой многолетний опыт, - нет желающих его перенимать. К тому же, что касает­ся специального профессионального образования (ПТУ, лицеев и т. д.), - тут ситуация еще хуже, чем в вузах.

 

Проблемы в системе низшего и среднего профтехобразования страны накапливались годами. Сегодня в Рос­сии, по данным Минобразования, дей­ствуют 3 843 учреждения, в которых можно получить начальное професси­ональное образование. Из них 2 991 ПТУ и 852 профессиональных лицея. В прошлом году системой на­чального профобразования было под­готовлено 1,67 миллиона специалистов. С 1 января 2005 года учреждения начального и среднего профессио­нального образования (ПТУ и технику­мы) переданы в ведение региональных властей, чтобы на местах решали са­мостоятельно, каких специалистов го­товить. В Минобразования убеждены: такая практика позволит оптимизиро­вать всю систему. А вот в Рособразовании с этим категорически не соглас­ны, утверждая, что эта структура не позволяет координировать политику в области подготовки профессиональных кадров на общегосударственном уровне. Косвенно этот вывод подтвер­дился - как оказалось, Минобразова­ния сегодня не располагает общими данными о численности выпуска уча­щихся ПТУ и техникумов по тем или иным специальностям. Именно такой ответ на запрос «БЖ» дала начальник отдела координации формирования приоритетов программ развития в сфере образования Вера Гринько.

 

Нет сводных данных по стране и у Рособразования, который теперь от­вечает лишь за учебные заведения федерального подчинения (то есть ис­ключительно стратегической важнос­ти, например, готовящие специалистов для работы на АЭС). «Ситуация напряженная, к нам идут письма из всех ре­гионов, - говорит начальник отдела учреждений профессионального об­разования этого ведомства Анатолий Елистратов. - Но сделать мы ничего не можем, решение уже принято. Тем не менее, жизнь не замерла: только 6,7% из наших выпускников не смогли найти себе работу из-за отсутствия вакансий, остальные трудоустроились по специальности. И это гораздо луч­ший результат, чем среди окончивших вузы».

 

По словам Елистратова, исходя из общего числа профтехучреждений, специалистов, по идее, должно хватать. «Но это теоретически. А практически их как не было, так и не будет - нет га­рантий и не на чем учить, отсутствует необходимая материальная база», - утверждает он. Еще одна проблема - наши ПТУ и СПТУ по старинке готовят выпускников по очень узким специаль­ностям. В Российском классификаторе их около 600, тогда как в Международ­ном - порядка 80. Чем специфичнее профессия, тем труднее угадать спрос на нее, подтверждает это мнение ди­ректор Центра трудовых исследований Высшей школы Владимир Гимпельсон. Например, профессия «вышивальщи­ца» как таковая на рынке труда не вос­требована вовсе. Очевидно, чем шире базовая специальность, тем профессионально мобильнее будет выпускник. Например, «вышивальщицу» было бы целесообразнее совместить с такими специальностями, как «портной», «за­кройщик», «конструктор швейного производства». Получился бы крепкий, всегда востребованный универсал. Вывод очевиден - руководству СПТУ и ПТУ в учебных планах следовало бы учитывать общую тенденцию к укруп­нению профессий. К несчастью, спи­сок специальностей, по которым они обучают, законодательно закреплен и не менялся десятилетиями. «О какой уж оперативности реагирования на требования рынка может идти речь!» — машет рукой Елистратов...

Продолжение следует

 

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru