Миллионеры: психика, нравы, поведение в быту
По материалам Бизнес-журнала
Источник: Рокфеллер
"Новые американские миллионеры" оказались предметом прагматического научного исследования. Важный американский принцип: если знаешь кого-то с деньгами, не завидуй и не конфликтуй с ним. А лучше сам попытайся заработать,
"Новые американские миллионеры" оказались предметом прагматического научного исследования. Важный американский принцип: если знаешь кого-то с деньгами, не завидуй и не конфликтуй с ним. А лучше сам попытайся заработать, например, что-нибудь продав богачу. Вот почему компании, заинтересованные в маркетинге в адрес наиболее зажиточных слоев общества, оплачивают детальнейшие исследования поведения и привычек миллионеров.
После многих лет изучения американских миллионеров двое исследователей - Томас Стэнли и Уильям Данко - в 1996 году опубликовали результаты своих исследований. Их книга "Ваш сосед - миллионер" мгновенно стала бестселлером и остается таковым на протяжении уже многих лет. Кажется, авторы знают о среднем американском миллионере абсолютно все. Сколько ему лет, где он работает, сколько у него было браков, как часто он делает подарки, где живет и как отдыхает, сколько тратит на всевозможные виды товаров и услуг. В принципе у большинства из нас (и у большинства американцев) в голове имеется собственный образ миллионера. Характерный образ: миллионер - это тот, кто много тратит, живет красиво, часто прокручивает всяческие махинации. Но, главное, все миллионеры живут какой-то особенной и "изолированной" жизнью.
Однако все, что бы мы ни думали об американских миллионерах, как правило, ошибочно.
Поведение миллионеров
Одна из приводимых в упомянутом издании историй совершенно метафорична для всей книги. Ее авторы, два доктора наук - Т. Стэнли и У. Данко, получили деньги на проведение исследования привычек миллионеров и, в том числе, на проведение интервью с ними. И исследователи принялись приглашать небольшие группы миллионеров в престижные залы для обсуждения их привычек и потребительских предпочтений. На этих встречах миллионеров от души кормили. Да еще и платили за участие по 100-250 долларов за встречу!
Первое собрание состоялось в одном из фешенебельных залов Нью-Йорка, куда пригласили группу из девяти респондентов, личное состояние каждого из которых составляло не менее 10 миллионов долларов. Чтобы не задеть тонкие чувства миллионеров, наняли кейтерную компанию (организующую питание "на выезде"), которая обеспечивала закуски и выпивку - естественно, были выбраны лучшие коллекционные вина!
Первым из прибывших оказался владелец безумно дорогой недвижимости в Нью-Йорке, миллионер в первом поколении - 69 лет. На предложение отведать бокал дорогого вина (бордо 1970-го года), он немедленно ответил: "Я пью только скотч и два сорта пива. Бесплатное и "Будвайзер"". Так или иначе, а к концу мероприятия, к полному изумлению организаторов, выяснилось, что роскошная еда и изысканные вина остались нетронутыми. Миллионеры же налегли на самые простые продукты и напитки. Конечно же, дорогие яства и выпивка не пропали - их употребили организаторы исследования, понимавшие толк в угощениях. Но, как меланхолично замечают авторы книги, никто из ценивших эту пищу не был миллионером. Позднее на таких мероприятиях стали подавать обычные бутерброды, кофе, пиво и скотч.
История эта иллюстрирует главную тему книги - американские миллионеры до анекдотичности экономны и непривередливы. А думают они вовсе не о том, как "жить красиво", а о том, как жить без нужды на протяжении всей жизни.
Вывод: богатым людям нет нужды показывать свое богатство. Они ведь и так знают, что богаты! Тем временем "выглядеть респектабельно" изо всех сил стремятся люди, у которых больших денег нет. Но которые очень хотели бы выглядеть преуспевающими. Однако демонстративные траты на "богатую жизнь", в свою очередь, снижают вероятность накопления богатства. И уж точно не способствуют его увеличению. Как вспоминают авторы книги, во многих случаях на встречах с миллионерами в самые дорогие костюмы были одеты как раз консультанты, живущие на зарплату, а вовсе не приглашенные богачи.
Главная привычка
Как следует из исследований повадок американских миллионеров, главным принципом для них является экономия. Приведенная в книге статистика показывает, что половина миллионеров никогда в жизни не платили больше 399 долларов за костюм, 140 долларов за пару обуви и 235 долларов - за наручные часы. Та же статистика раскрывает в деталях структуру расходов американских миллионеров. Так вот, самые экономные из них (а их около 10%) никогда в жизни не тратили больше чем 195 долларов на костюм, 73 долларов на пару обуви и 47 долларов за наручные часы. Подробно изучали авторы и автомобильный парк, находящийся в распоряжении миллионеров. Оказалось что 50% из них купили последнюю машину не дороже чем за 24 800 долларов. И никогда не покупали машину дороже 29 тысяч. Тем временем 20% миллионеров вообще никогда не покупали машину дороже, чем за 20 тысяч долларов. При этом большая часть миллионеров водит довольно традиционные, отнюдь не престижные машины, а более трети миллионеров испытывает устойчивую тягу к подержанным машинам.
Авторы книги отмечают: вся эта любопытная статистика почему-то не делает сенсаций и не попадает в прессу, которая тем временем обожает экзотические истории о каком-нибудь Доне Кинге, спортивном менеджере, который за один поход в магазин приобрел 110 пар обуви, истратив 64 тысячи долларов. Такие сюжеты мгновенно становятся достоянием общественности, а ведь оказывается, что это вовсе не доминирующий стиль поведения!
Образ сорящих деньгами миллионеров - не больше чем маркетинговый прием, призванный заставить обывателя платить за дорогие товары, оправдывая эти затраты "правильным" образом жизни.
Кстати, чтобы не обижать миллионеров предложениями принять причитающиеся им за интервью деньги, исследователи предлагали им возможность внести эти средства в благотворительные фонды, указанные самими миллионерами. Однако типичным ответом было: "Моя любимая благотворительность - это я сам!" Ну и, наконец, главный принцип богатства, пропагандируемый большинством миллионеров, звучит так: вне зависимости от размеров заработка, расходы всегда должны быть меньше, чем доходы.
Почему они скромны
Миллионеров в США относительно много. 3,5% домашних хозяйств (семей) владеют личным состоянием, превышающим миллион долларов. И, как уже отмечалось, более 80% из них являются миллионерами в первом поколении. И все же, почему миллионеры - скромны?
Большинство "новых" миллионеров делает состояние в самых традиционных и не обязательно престижных отраслях. Бизнес по уборке помещений. Ремонт зданий. Дорожные работы. Ветеринария. Такси и пассажирские перевозки. Таким людям вовсе не обязательно дорого одеваться и разъезжать на роскошных машинах. А порой это попросту вредно, если только не относиться наплевательски к тому, что думают о вас ваши работники. Ну и, наконец, представители действительно публичных профессий - спортсмены или юристы - составляют в этой группе обеспеченных американцев явное меньшинство. Кстати, люди, ведущие свой бизнес самостоятельно, составляют от общего числа работающих американцев 20%. А вот среди американских миллионеров тех, кто самостоятельно работает, что называется, засучив рукава - больше двух третей!
Занятно, но, судя по всему, особенно успешными являются американцы в первом поколении. Они не склонны тратить на престижные товары столько, сколько коренные американцы. И куда больше думают об обеспеченной старости. В США 12% владельцев компаний, входящих в список пятисот наиболее успешных предприятий журнала "Inc." (кстати, тоже издание для малого и среднего бизнеса), являются американцами в первом поколении, т. е. родились вне США (что, впрочем, примерно соответствует доле новых американцев). Кроме того, авторы книги обнаружили, что в семьях миллионеров (а 95% из них женаты) жены, как правило, тоже экономные. Как заметил один из миллионеров, "я не могу заставить свою жену тратить деньги!"
Один из выводов: миллионерами становятся главы тех семей, где имеется не только строгий семейный бюджет, но и ведется жесткий контроль расходов. А две трети опрошенных миллионеров заявили, что, планируя свое финансовое будущее, "тратят много времени".
Портрет среднестатистического миллионера оказался вот каким. Это мужчина 57 лет. Он женат и у него трое детей. Около половины жен миллионеров работают. Причем самая популярная профессия здесь - учитель. 97% семей миллионеров имеют собственные дома средней стоимостью 320 000 долларов (по данным до 1996 года). 20% американских миллионеров никогда не учились в университете, 6% имеют степень доктора наук, 8% - образование юриста, 6% - медицинское образование.
Семь правил
Вот семь главных привычек американских миллионеров, вскрытых Томасом Стенли и Уильямом Данко по итогам исследования:
- расходы на жизнь не должны превышать уровня доходов; - следует эффективно использовать время, энергию и средства для достижения большего благосостояния; - финансовая независимость важнее, чем демонстрация высокого социального статуса; - миллионерами становятся без помощи родителей; - дети миллионеров являются экономически независимыми от них; - миллионеры искусно используют возможности рыночной экономики; - они выбирают правильные виды деятельности.
Этнография
Любопытная часть исследований посвящена анализу состава миллионеров по такому критерию, как "страна происхождения". Понятно, что в большинстве случаев этническое происхождение оказывалось смешанным, так что ответы в большей степени сводились к самоидентификации, демонстрируя, как сами миллионеры смотрят на свое происхождение, а не фактическую генеалогию. (Между прочим, именно поэтому в США почти 20% семей считает себя выходцами из Германии и только 10% - из Англии (без Ирландии и Шотландии), хотя все это уже не более чем традиция, передаваемая из поколения в поколение.)
Выходцы из России составляют всего 6% от общего числа американских миллионеров. Но зато больше 22% из них стали миллионерами (напомню, что средний по США процент миллионеров 3,5%, т. е. в среднем выходцы из России в шесть раз чаще становятся миллионерами, чем американцы). Это самый высокий показатель среди всех этнических групп в США. Конечно, здесь нужно сделать массу оговорок, начиная хотя бы тем, что данные, приведенные в книге, датируются 1997 годом. Кроме того, этнический состав выходцев из России совсем не ограничивается русскими, ведь - Россия многонациональное государство, а нередко эмигрировали как раз представители меньшинств - евреи или армяне.
Не тратить, а вкладывать!
Ну хорошо, американские миллионеры живут скромно. Но как же в таком случае они используют свои средства? Ответ прост. Вместо того, чтобы тратить деньги на самих себя, люди, ставшие миллионерами, деньги - инвестируют. В среднем каждый год американский миллионер инвестирует около 20% своего дохода. 79% миллионеров имеет счет по крайней мере в одной брокерской фирме. В то же время более 20% богатства американских миллионеров связано с акциями принадлежащих им фирм. На круг американские миллионеры имеют столько денег, что могут, не меняя своих привычек, жить 12 лет не работая. Однако более двух третей миллионеров усердно трудится - от 45 до 55 часов в неделю.
Впрочем, миллионеры не только вкладывают деньги, но, конечно же, получают доход от инвестиций. Так, средний уровень доходов на семью в половине случаев составляет 131 000 долларов при (среднем же) совокупном богатстве в 1,6 миллиона долларов.
Как показали изыскания Стэнли и Данко, самыми экономными и эффективными оказываются шотландцы. Судите сами. Доход 60% семей миллионеров, ведущих свой род от шотландцев, составляет менее 100 000 долларов в год. Это самый низкий уровень доходов по всем этническим группам миллионеров. Но как при таких доходах шотландцы становятся миллионерами? Все дело в том, что типичная "шотландская" семья с ежегодным доходом в 100 000 долларов в год живет так же, как и средняя американская семья с доходом в 85 000 долларов. Зато инвестируют "шотландцы" с семейным доходом в 100 000 столько же, сколько американские семьи с доходом в 150 тысяч. Проще говоря, именно удачные инвестиции делают шотландцев богатыми.
Ну ничего. Мы тоже научимся.
|