Джентльмен в футляре
Источник: Популярные финансы
Долгие годы деловое сообщество предпочитало классический стиль в одежде. Но в последнее время тут наметились серьезные перемены: строгий дресс-код постепенно уступает место более свободной одежде. «Попфин» взялся
Долгие годы деловое сообщество предпочитало классический стиль в одежде. Но в последнее время тут наметились серьезные перемены: строгий дресс-код постепенно уступает место более свободной одежде. «Попфин» взялся выяснить, каким должен и может быть сегодня деловой костюм и во сколько обойдутся в Москве «рабочие доспехи» для джентльмена.
Политик и философ XVIII века Эдмунд Берк как-то заметил: «Король может сделать человека дворянином, но он не может сделать его джентльменом». И действительно, никакое богатство и никакая власть не гарантируют человеку, что он, как говорят французы, будет comme il faut («как подобает», «как нужно»). Иными словами, каждый homo sapiens должен вновь и вновь доказывать, что он умеет быть приличным. В том числе и в одежде.
Cамый важный предмет мужского гардероба – костюм. В свою очередь, главным фактором, определяющим качество костюма, по мнению автора энциклопедического труда «Джентльмен. Классическая мода для мужчин» Бернхарда Ретцеля, является его покрой. То есть лучше приобрести хорошо скроенный костюм из ткани попроще, чем костюм из лучшей ткани, но сидящий похуже. Хотя, с другой стороны, костюм меньше всего допускает компромиссы.
Еще говорят, что крой должен быть «естественным». И одновременно подчеркивать лучшее в человеке и скрывать его недостатки.
Азбука костюма
Интересно, что покрой мужского костюма практически не менялся начиная с 1930-х. Несмотря на все веяния моды, классический крой используют все ведущие портные и производители готовой одежды.
Традиционный мужской костюм, как известно, – это «двойка», то есть пиджак и брюки; обязательные когда-то «тройки», подразумевающие также жилет, уходят в прошлое, хотя время от времени и напоминают о себе.
Это сейчас считается само собой разумеющимся, что брюки и пиджак выполнены из одной ткани, но так было далеко не всегда. До конца XIX века респектабельный мужчина, как правило, надевал фрак или сюртук из одной ткани, а брюки – из другой. И вообще, поначалу костюм из гармонирующих друг с другом пиджака, жилета и брюк надевался как раз на неофициальные мероприятия. И только с конца 1930-х годов эта форма костюма стала общепринятой для всех офисных трудящихся.
Ведущие производители используют, конечно же, только натуральные ткани – легкие и комфортные. Чем тоньше и качественнее ткань, тем костюм легче и тем меньше он мнется.
Первоклассный деловой костюм – это первоклассная шерсть. В таком костюме не будет жарко даже летом. Скажем, те, для кого костюмы Kiton (в Москве они стоят от $2500) не выходная одежда, а повседневная, могут оценить, насколько в ней удобно даже в знойный день. Важнейшим показателем качества ткани костюма является индекс из латинской буквы s (сокращение от super) и цифры, означающий, сколько километров нити, использованной при производстве этой марки ткани, можно вытянуть из килограмма пряжи. То есть «s180» – это 180 км нити всего из одного килограмма!
Классическими цветами костюма считаются темно-синий и оттенки серого от темного до очень светлого. Костюм обязательно должен быть одного из этих цветов, если его владелец работает в сфере финансов, права, торговли или политики. Серый цвет нейтрален и сочетается с любыми сорочками и аксессуарами. Темно-серая «тройка» незаменима для встреч практически на любом уровне.
Но респектабельнее всего выглядит темно-синий костюм. Он универсален, его можно надеть на любое мероприятие. А вот коричневый или зеленый костюм настоящий джентльмен наденет только на уикенд или на спортивное мероприятие.
Правда, в последнее время к этим незыблемым прежде правилам этикета стали относиться с меньшим почтением. «До недавнего времени в нашей стране было принято, что деловой костюм должен быть как можно более строгим, – утверждает Армен Каладжян, менеджер по рекламе и связям с общественностью компании «Калигула», которой принадлежит сеть бутиков дорогой мужской одежды. – Он должен выражать сухой, офисный, деловой стиль. Но с недавних пор понятие дресс-кода стало более размытым. В компании, руководство которой отличается либеральными взглядами, вполне возможен другой подход к деловому костюму. Например, в наших фирменных магазинах продаются «деловые костюмы в современном смысле слова». Причем дело не в полосках, как таковых, а в том, что они стали разнообразнее (толщина, цвет), «живее» (часто встречаются яркие цвета). Былые однотонные костюмы уступают место более «живым» и современным моделям (есть также клетка). Везде присутствуют полоски, причем разные».
Таким образом, мода решительно вторгается в святая святых мужского гардероба. Цвета этого сезона – оранжевый, терракотовый и зеленый – добрались и до делового костюма. Конечно, они присутствуют как бы незаметно, в качестве отдельных штрихов.
С другой стороны, классический костюм принимает все более спортивные очертания. Хорошая фигура становится признаком не только физического здоровья, но и общего благополучия. Поэтому даже сверхконсервативные марки одежды предлагают в этом сезоне приталенные модели пиджаков, призванные подчеркнуть достоинства атлетической фигуры.
Что же касается брюк, то совсем недавно классической считалась только модель с защипами, а брюки без защипов были допустимы только в одежде спортивного стиля. В настоящее время костюмные брюки могут быть как с одним защипом, так и вообще без них. Но вот что осталось неизменным – это обязательное наличие стрелок на брюках в строгом деловом костюме.
Полосатый сезон
Итак, в этом сезоне известные марки в своих деловых линиях, невзирая на консерватизм, аккуратно и ненавязчиво следуют модным веяниям.
При этом, по оценке Армена Каладжяна, нижняя планка цены для дорогого делового костюма уровня lux в Москве – 1 тыс. евро (кстати, самой дорогой рабочей одеждой в мире является костюм американских космонавтов, который стоит $9 млн).
Костюмы от Brioni (коллекция прет-а-порте в московских магазинах – от 100 тыс. руб.) шьются только из ткани «s180»; в этом сезоне они выполнены в классических темных тонах. Дань общей моде – едва заметная полоска терракотового цвета. Среди клиентов Brioni числятся Кофи Аннан, Герхард Шредер, Лучано Паваротти и даже суперагент 007 Джеймс Бонд.
Итальянская марка Canali лидирует в секторе «прет-а-порте де люкс» по соотношению цена/качество (от $1200 до $2 тыс.). Костюмы от Canali предпочитают сторонники элегантного классического стиля (прямой силуэт, прямые плечи, зауженные брюки). В этом сезоне на синих и серых костюмах этой марки также присутствуют бледно-зеленые и красноватые прожилки.
Ermenegildo Zegna также не осталась в стороне от модных тенденций. Серый костюм с неброской зеленой полоской в сочетании с ярко-зеленым галстуком может послужить неплохим знаком того, что вы в курсе последних веяний в мире деловой одежды, становящейся все менее строгой.
Костюмы одной из самых дорогих марок Kiton шьют вручную из шерсти «s150» и «s180». В этом сезоне костюмы от Kiton, которые выглядят по-прежнему строго, тоже умеренно следуют модным тенденциям. Брюки предлагаются только с одним защипом. А на классических серых китоновских пиджаках в этом сезоне присутствуют неброские оранжевые и зеленые полоски.
Индивидуумом для индивидуума индивидуально
Костюмы, которые продаются в магазинах и бутиках, рассчитаны на среднюю фигуру. Но что делать, если вы сложены, скажем так, несколько нестандартно?
По наблюдениям директора по продажам ателье Executive Fashions Вики Шетти, «у кого-то могут быть длинные руки или большие плечи, из-за чего этот человек не «укладывается» в стандартные размеры». Значит, такому клиенту надо обращаться в ателье, специализирующееся на пошиве эксклюзивной мужской одежды.
При этом существует тонкая разница между пошивом на заказ и пошивом, сделанным по мерке. Принятое определение заказного костюма таково: «Одежда, скроенная индивидуумом для индивидуума индивидуально». Костюм в этом случае кроится специально по вашей фигуре (а заодно соответствует вашему характеру).
Пошив «по мерке» означает, что стандартная выкройка подгоняется, насколько это возможно, к фигуре и пожеланиям заказчика. Даже если пошив в этом случае будет сделан вручную и по всем правилам портновского искусства, такому костюму не будет хватать индивидуальности.
Конечно, элита делового сообщества предпочитает костюмы, сшитые «индивидуумом для индивидуума индивидуально». Ведь такая одежда действительно уникальна и неповторима. Именно поэтому костюмы, сделанные для филиалов Brioni и продаваемые во всем мире под этой маркой в фирменных бутиках, отличаются от костюмов Brioni, которые шьются на заказ в Риме.
Безусловно, это очень недешевое удовольствие – заказать костюм непосредственно в Англии или Италии. Скажем, костюмы от Armani (коллекция прет-а-порте) в московском бутике в Третьяковском проезде стоят от 1900 до 2800 евро. А вот костюм от Armani, пошитый специально для вас в Италии, обойдется уже примерно в 12 тыс. евро, и ждать его придется от месяца до двух.
Чтобы получить заказной костюм от Brioni, вам нужно посетить штаб-квартиру фирмы в Риме, на виа-Барберини, 79. Меккой, куда съезжаются все, кто хочет заказать себе эксклюзивный костюм, считается улица Сэвил-Роу в Лондоне, где расположены самые известные пошивочные мастерские.
Как пояснил Вики Шетти, если у клиента уже выработался свой стиль в одежде, подразумевающий, к примеру, укороченный пиджак или, наоборот, брюки пошире, то без услуг специального ателье не обойтись. Ведь там вам изготовят брюки со складками или без них, с манжетами или без, широкие или узкие, расклешенные или облегающие.
Пошив костюма в Executive Fashions обойдется в сумму от 750 до 7 тыс. евро (в зависимости от ткани). Самые высокие расценки, разумеется, на шерсть «s200». Ждать, пока костюм будет полностью готов, придется около четырех-пяти недель.
Многие клиенты, конечно, не столь терпеливы. Для них есть обходной путь: купить готовый костюм в магазине и отдать его на подгонку – такую услугу предлагает клиентам любой уважающий себя магазин дорогой одежды.
Окончательная отделка
Но разумеется, не меньшее значение, чем костюм, имеют аксессуары. Именно небольшие «второстепенные» детали довершают ваш облик, доводят его до совершенства. Поэтому часы, галстук, запонки или даже ручку нужно подбирать с не меньшей щепетильностью, чем марку костюма.
В список аксессуаров, считающихся частью имиджа современного и успешного делового мужчины, входят ремни, бумажники, органайзеры, авторучки, зажигалки, портсигары, футляры для визитных карточек, очков и ключей.
И самое главное: хороший костюм должны дополнять хорошие часы. Дорогой костюм и часы престижной марки – это уже некая униформа. Кстати, совсем неплохо, если часы окажутся дороже костюма.
|