Дом на воде
Источник: Популярные финансы
Если сразу брать быка за рога, то можно утверждать, что любой, кому доходы позволяют ездить на иномарке, может себе позволить собственную лодку. Потому что небольшой катер или яхта длиной пять-шесть метров с минимальной
Если сразу брать быка за рога, то можно утверждать, что любой, кому доходы позволяют ездить на иномарке, может себе позволить собственную лодку. Потому что небольшой катер или яхта длиной пять-шесть метров с минимальной отделкой от не слишком именитого производителя стоит от 10 тыс. до 20 тыс. евро.
Согласитесь, сумма не такая уж неподъемная. Другое дело, что катер или парусная лодка этой ценовой категории позволяют выходить на воду максимум на пару дней. А еще лучше – утром ушел, вечером вернулся. И разумеется, минимальный уровень комфорта: низкий потолок, биотуалет, простые койки...
Правда, если покупать не новую, а подержанную лодку, уточняют специалисты, то за эти деньги можно купить судно и более высокого уровня – дело в том, что после четырех лет яхты начинают заметно дешеветь. Соответствующих предложений в Европе предостаточно. Этот вариант, кстати, привлекателен еще и тем, что подержанное судно зачастую бывает даже лучше оборудовано, чем новое, – прежний хозяин, как правило, подходит к собственному плавательному средству «с чувством, с толком, с расстановкой». В результате, как рассказывает генеральный директор компании M-Boat Алексей Дударев, иногда пятилетняя лодка и не износилась, и оборудована богаче, чем новая, а стоит вполовину меньше.
Но, конечно, большую компанию на лодке эконом-класса не соберешь. А ведь любительская яхта (неважно, парусная или моторная) предназначена именно для отдыха. А какой же отдых без компании? Лодка, способная принять на борт для достаточно длительного проживания шесть-восемь человек, стоит значительно дороже, но зато ее можно назвать полноценным домом на воде.
С чего все начинается
Прежде чем говорить о ценах на такие «дома», стоит хотя бы в общих чертах описать, какие вообще бывают яхты.
Прежде всего, яхты делятся на моторные и парусные. Разделение приблизительное в том смысле, что у моторных яхт парусов нет однозначно, а вот у современной парусной яхты мотор присутствует в обязательном порядке – мощностью от 30 л.с. При этом запас топлива у парусной яхты обычно таков, что позволяет ходить «на дизеле» несколько суток, хотя и с относительно небольшой скоростью.
Моторные яхты поглощают солярку гораздо быстрее (скажем, 100-футовая моторная яхта за час хода сжигает 800 литров) и, в свою очередь, делятся на глиссирующие и водоизмещающие. Первые, набирая скорость, движутся практически над поверхностью воды, в то время как вторые традиционно «раздвигают» воду. Глиссирующие, конечно, тоже могут двигаться в водоизмещающем режиме (что необходимо, например, у причала), но недолго – иначе очень быстро «помрут» двигатели, рассчитанные совсем на другие обороты. Средние скорости для глиссирующих круизных яхт (35–100 футов), каковых большинство и на наших водохранилищах, – 25–45 узлов. Катера длиной менее 35 футов могут быть и более скоростными. И вообще, чем больше глиссирующая лодка, тем меньше у нее скорость.
Ценители подлинного яхтинга относятся к моторным яхтам свысока, утверждая, что лишь парусная яхта позволяет получить истинное удовольствие от плавания. Как говорит генеральный директор яхтенной компании Millennium Алексей Федоров, только управляя парусной яхтой, можно ощутить «гармонию с водной стихией». Как бы то ни было, сегодня именно моторные суда составляют около 80% яхтенного флота России. С другой стороны, как утверждают все те же сторонники парусного вооружения, в последнее время все больше состоятельных россиян принимают их точку зрения.
Ну да оставим эти споры на совести специалистов. Из чего же исходить, прикидывая стоимость яхты? Как утверждает Алексей Дударев, при покупке яхты прежде всего необходимо определиться с ее длиной. При этом, как вы уже поняли, яхту одной и той же длины можно найти и за 5 тыс. евро (сильно подержанная лодка), и за 50 тыс. евро, и за 500 тыс. евро... Предела нет. Ведь на яхте, если только позволяют ее размеры, можно установить джакузи, оборудовать кинотеатр, танцпол и т. д., что, кстати, и делают сильные мира сего. Так, для 60-метровой моторной яхты «Медуза» одного из основателей корпорации Microsoft Пола Аллена кинотеатр проектировал Джордж Лукас, а звукозаписывающую студию оборудовал Питер Гэбриел.
Безусловно, каждый метр длины дает не только заметный прирост комфорта, но и значительно увеличивает стоимость лодки. Поэтому, скажем, 15-метровая яхта при прочих равных условиях не просто в 1,5 раза лучше яхты в 10 метров, но и на порядок комфортнее. У англичан, кстати, есть пословица на эту тему: «Жизнь на лодке начинается с 40 футов, а комфорт – с 50». Стоит, правда, оговориться, что у большинства англичан, владеющих яхтами, лодки как раз длиной менее 40 футов, но и компаниями по шесть-восемь человек они, разумеется, на них не ходят.
Разобравшись с длиной яхты, можно определяться с ценовой категорией. По дороговизне яхты можно условно разделить на три уровня – доступные (от 30 тыс. евро до 500 тыс. евро, 20–55 футов), среднего класса (до 800 тыс. евро, 21–57 футов) и premium (от 200 тыс. евро до 5 млн евро, от 40 футов). Условность здесь в том, что большая яхта из доступного класса может стоить значительно дороже маленькой яхты более престижной марки. Например, маленькие Beneteau стоят дешевле, чем большие Bavaria. Поэтому, наверное, даже правильнее говорить не о ценовой категории, а об уровне качества постройки.
Итак, в сегменте моторных яхт в категории доступных лодок действуют такие производители, как Regal (США), Cranchi (Италия), Sea Ray (США). В среднем классе – Fairline (Англия), Princess (Англия), Azimut (Италия), Sunseeker (Англия). Premium – это Bennetti (Италия), Ferretti (Италия), Pershing (Италия), Riva (Италия).
Среди парусных лодок в доступном классе выступают Bavaria (Германия), Jeanneau (Франция), Hanse (Германия), Comet (Италия), Ocean Star (Греция). В среднем – Beneteau (Франция), Gemini (Италия). Производством лодок класса premium занимаются Oyster (Англия), Swan (Финляндия), Farr (строятся в Швеции, проектируются в Англии).
И безусловно, бессмысленно говорить о стоимости яхт класса custom, то есть проектируемых под конкретного заказчика. Обычно цены на них начинаются от нескольких миллионов евро, но, с другой стороны, и здесь можно сэкономить, остановив свой выбор не на самом модном производителе. Другая особенность яхт такого класса – большой срок выполнения заказа. И обычную-то лодку порой приходится ждать до полугода, а эти – до нескольких лет.
И этот фактор, оказывается, едва ли не самое сложное испытание для наших соотечественников. Как рассказал генеральный менеджер компании Prestige Yachts Мишель Завадский, опыт общения с российскими клиентами их компании показывает, что состоятельные россияне пока еще не смирились с мыслью, что заказанную лодку нужно долго ждать. Хотя понять их, конечно же, можно.
Бремя собственности
Мало купить яхту, надо о ней еще и заботиться. Причем постоянно. По оценке Мишеля Завадского, содержание яхты обходится ежегодно примерно в 5–10% от ее стоимости. Основные статьи расходов – плановое и внеплановое обслуживание, страхование, топливо, содержание команды и хранение яхты.
Держат и хранят яхты в яхт-клубах («Буревестник», «Аврора» и пр.), имеющих специальным образом оборудованные причалы, эллинги, ремонтные помещения и всю прочую необходимую для обслуживания, ремонта и хранения лодок инфраструктуру. Плата за стоянку судна в зависимости от длины колеблется от 500 до 4–5 тыс. евро за сезон.
При этом число членов яхт-клубов в Подмосковье стремительно растет. Как рассказал генеральный директор яхт-клуба «Аврора» Алексей Маркаров, за последний год количество находящихся на стоянке судов в «Авроре» выросло с 30 до 65. Сегодня в яхт-клубе 120 членов, и руководство клуба рассчитывает, что в этом году количество судов на стоянке увеличится до 100, а членов клуба станет уже около 200 человек.
Однако если говорить честно, условия для яхтинга в московском регионе совсем не те, что, к примеру, на Средиземном море. (Язвительные яхтсмены из Петербурга называют коллег по хобби из московского региона «моряки с Москвы-реки».) Да и стоимость содержания яхты в таких клубах, как «Буревестник» или «Аврора», в полтора-два раза выше, чем на Лазурном Берегу, не говоря уже о Греции, Турции или Хорватии. Плюс драконовские таможенные пошлины на ввоз яхт из-за рубежа (в совокупности – более 40% от стоимости яхты).
В общем, очень многие держат свои яхты не в России, а за морем – скажем, в Хорватии. Сэкономленные на таможенных платежах средства позволяют летать туда несколько раз в год. И природные условия для яхтинга лучше, и прибрежная инфраструктура более развита. И конфиденциальность – в качестве бонуса.
|