Как стать собственником бизнеса
Марат Айнетдинов, гендиректор ОСАО «Россия»
Источник: Компания
Книга Рика Рикертсена «Выкуп бизнеса менеджерами. Советы инсайдера» оказалась для меня вдвойне интересной. Прежде всего, я убежден, что подобные работы, обобщающие и систематизирующие не только богатый практический опыт
Книга Рика Рикертсена «Выкуп бизнеса менеджерами. Советы инсайдера» оказалась для меня вдвойне интересной. Прежде всего, я убежден, что подобные работы, обобщающие и систематизирующие не только богатый практический опыт автора, но и серьезные теоретические основы проблемы, остро необходимы в условиях развивающейся российской бизнес-среды.
Я уверен, что, независимо от того, насколько абсолютны истины, изложенные в подобных книгах, они ценны для нас, нам очень не хватает таких обобщений. С другой стороны, сам пройдя в той или иной мере описанный автором путь, я, конечно, получил уникальную возможность сравнивать, осмысливать, заново переживать и оценивать события моей личной биографии.
К неоспоримым достоинствам книги можно отнести прежде всего ту степень подробностей, с которыми изложены все процедурные моменты MBO (management-by-out – выкуп бизнеса менеджерами). Они абсолютно применимы в российской практике и помогают установлению тех самых «единых правил игры», о которых в последнее время так много говорится.
Кроме того, любого читателя не может не воодушевить практический опыт автора, которым он столь щедро и эмоционально делится. В этом смысле жанр «Выкупа…» я расценил бы как идеологическое руководство, потому что энергия и оптимизм, с какими автор смотрит на перспективы такого рода сделок, невольно заражают.
С другой стороны, в предложенном подходе кроются, на мой взгляд, и определенные проблемы. Изложенные в книге истории сделок представляются читателю чуть ли не увлекательнейшим авантюрным романом – за стилистической яркостью подчас остаются скрытыми истинные масштабы и труда, и риска, и энергии, необходимые для успеха в таких проектах. Конечно, в этой психологической ловушке нельзя обвинять автора – он писал для совершенно определенной аудитории («Я написал эту книгу, чтобы научить вас… добиваться удачи на вершине американского бизнеса», – честно признается Рикертсен), потребности которой во вдохновении и эмоциональной подпитке гораздо сильнее, чем потребности в знаниях экономических законов и технологий проведения сделок.
Для российской аудитории – все с точностью до наоборот. Наш бизнес пока, к сожалению, более интуитивен, чем технологичен. А пассионарность менеджеров и предпринимателей, напротив, не нуждается ни в какой идеологической стимуляции. Поэтому с точки зрения российских интересов книге недостает сдержанности и академичности, которые были бы более уместны не только при изложении правил, принципов и технологий проведения MBO, но и при описании проектов, реализованных при участии автора.
Также у меня есть некоторые сомнения в том, насколько приведенные сведения окажутся востребованы российским бизнесом. Сегодня можно привести лишь единичные примеры состоявшихся сделок такого рода, а также найти несколько десятков команд менеджеров, имеющих планы по проведению MBO. Вероятно, книга будет интересна финансовым консультантам и юристам, планирующим участвовать в подобных проектах. В целом же очевидно, что в России Рикертсену вряд ли можно рассчитывать на широкую читательскую аудиторию – сегодняшний этап развития нашей бизнес-среды не предполагает серьезной инвестиционной активности нанятых менеджеров.
Однако, несмотря ни на что, хотелось бы надеяться, что «Выкуп бизнеса менеджерами…» станет достойным компаньоном, вдохновителем и консультантом для самых активных, динамичных и перспективных российских управленцев – и практический, и идеологический потенциал книги не вызывают никаких сомнений.
|