Не обманешь – не победишь?
Екатерина Закомурная
Источник: E-xecutive
Обман - оружие слабого: в жизни, спорте и бизнесе. Сильному игроку незачем лгать, ведь он и так сильнее своих соперников. Он обладает неоспоримым конкурентным преимуществом, за счет которого он и становится лидером.
Обман - оружие слабого: в жизни, спорте и бизнесе. Сильному игроку незачем лгать, ведь он и так сильнее своих соперников. Он обладает неоспоримым конкурентным преимуществом, за счет которого он и становится лидером. Однако во всех трех сферах остаться ангельски чистыми удается далеко не многим: соблазн нарушить кодекс fair play оказывается подчас гораздо сильнее, чем стремление остаться честным перед окружающими и собственной совестью.
О каком конкурентном преимуществе идет речь? Автор статьи в Fast Сompany проводит аналогию со спортом - в частности, с одним из лучших профессиональных игроков в гольф за всю историю этой игры Тайгером Вудсом (Tiger Woods, настоящее имя - Элдрик). Он был сильнейшим, и это позволяло ему всегда оставаться в рамках честной игры. Почему? По трем причинам: вы знаете, что Тайгер одержит над вами верх, Тайгер знает, что он победит вас, и, наконец, Тайгер знает, что вы знаете, что он будет победителем. Это и называется конкурентным преимуществом.
Таким образом, конкурентные преимущества или их недостаток являются ключом к выбору стратегии поведения. Ничем не обосновано предположение, что Билл Гейтс был бы очень успешен, просто соблюдая некий «моральный кодекс чести» на протяжении всей своей карьеры. Не осознав, не поняв или, в конце концов, не почувствовав свое врожденное конкурентное преимущество на самых ранних этапах карьеры, Билл Гейтс, как предприниматель, мог поддаться соблазну «перетягивания на себя одеяла», чтобы гарантировать себе победу. Сейчас же самый богатый человек планеты, достигший потрясающего успеха в своей индустрии, уважаемый всеми (и не столь этически «чистым», по общему мнению, Уорреном Баффетом, и своей семьей), Билл Гейтс выступает весьма положительным персонажем в мировом бизнесе, стремящимся стать этическим идеалом для своих преемников.
Этическое поведение прямо пропорционально конкурентным преимуществам. И чем более сильны эти преимущества, тем легче компании быть честной и открытой. И, соответственно, наоборот, чем слабее конкурентоспособность (предполагающая безжалостное давление, чтобы ответить на нереалистичные ожидания), тем больше вероятность поддаться искушению обмануть и сбиться с честного пути. Всегда остается соблазн передвинуть свой мяч в лучшую позицию на поле или просто приписать счет в свою пользу…
В бизнесе стремление «занять лучшую позицию на поле» становится подтасовкой, которая призвана вывести на прибыльные проекты и увеличить личную выгоду, вводя в заблуждение клиентов, акционеров и сотрудников компании. Искушение обмануть может быть весьма заманчивым как для алчных, которые чувствуют, что больше – это недостаточно, или завистливых, которые вечно жалуются, что к ним не приходит успех, так и для тех, кто живет в состоянии постоянного страха и просто пытается выжить.
Когда нарушена корпоративная этика, громкий общественный протест провоцирует такие принудительные меры, как принятие закона Сарбанеса-Оксли. (Sarbanes-Oxley Act – закон, принятый Конгрессом США и вступивший в действие в 2002 году, регулирует деятельность публичных компаний. Закон внес ряд существенных изменений в практику федерального надзора за деятельностью публичных компаний в сторону ужесточения, определил дополнительные требования к раскрытию финансовой отчетности, персонифицировал ответственность первых лиц компаний за достоверность публикуемых отчетов. - Прим. ред. ) Возможно и не на длительный период, но такие сдерживающие законодательные меры являются первой необходимой реакцией на подобные ситуации. Они призваны не дать прецедентам нарушения чужих прав вырваться из-под контроля, превращаясь в безумие и самосуд. Однако сами по себе такие средства обречены на провал. В конкурентной среде (особенно в такой, где подавляющее большинство людей скрывают правду, а корпорации подделывают финансовую отчетность) люди и компании, которые не развивают настоящие конкурентные преимущества посредством упорной работы и полной отдачи своему делу, всегда будут оправдывать свою ложь аргументом, что «все так делают».
Единственный способ для компаний остаться в определенных этических рамках – развивать свои настоящие конкурентные преимущества путем постоянного повышения действительной ценности продуктов и услуг, чтобы они превышали ожидания потребителей и клиентов. Вы встаете на скользкий путь, когда начинаете лгать другим и самому себе. Как нельзя быть немного беременной, так нельзя быть и немного лжецом...
|