error (in future use header("Location: ") trought class to see errors using ErrorHandler) in query: INSERT into publications_show set id='4802',showed='1',date=NOW(),ip='18.191.71.190',sess='mvo34a14ek4felf5fi069nc1s0',url='http://cachedwww.allmagic.ru/publications/?view=4802'; Duplicate entry '1' for key 'showed' (1062)
Работа в тоталитарной компании | MainJob.ru
Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Работа в тоталитарной компании



Источник: Работа и зарплата

Понятие «тоталитарная компания» практически не знакомо широкому кругу читателей. Политики и обществоведы часто употребляют такие термины, как «тоталитарный общественный строй», «тоталитарная религия», «тоталитарная

Понятие «тоталитарная компания» практически не знакомо широкому кругу читателей. Политики и обществоведы часто употребляют такие термины, как «тоталитарный общественный строй», «тоталитарная религия», «тоталитарная секта». Эти явления объединяет главное — в тоталитарном социальном образовании подвержены регулированию абсолютно все стороны жизни входящих в его состав людей. Именно данный аспект и подчеркивает слово «тоталитарный», произошедшее от латинского totalis — весь, полный, целый.

Еще не так давно мы жили в тоталитарном обществе, когда правящая верхушка во всевозможных своих обличьях пыталась определять не только наше поведение во всех сферах жизни, но даже наше сознание. Поэтому многие читатели зрелого возраста без особых затруднений поймут, о какого рода социально-психологическом явлении идет речь. Однако тотальность как принцип организации групповой жизни людей не ушла в прошлое в результате произошедших в нашей стране реформ. Вокруг нас помимо тоталитарных сект нередко встречаются и тоталитарные компании.
Если в обычной фирме руководство интересуется лишь той частью жизни сотрудников, которая каким-либо образом связана с профессиональной деятельностью, то в тоталитарной — начальство пытается регулировать все стороны жизни работников. В таких коллективах персонал и во время своего досуга, и в кругу семьи или друзей остается в организационном поле руководства, а отпуска и выходные дни сотрудники вместе со своими семьями проводят организованно на корпоративных мероприятиях. И зачастую это не так сложно осуществить, так как в подобных структурах практикуют семейное трудоустройство, то есть персонал принимают на работу целыми семьями либо супружеские пары образуются среди сотрудников уже в процессе работы. Проведение организованного начальством досуга всем коллективом неизбежно приводит и к тому, что каждый член компании заводит себе друзей среди своих коллег, приобщается к одним и тем же видам хобби, задаваемым руководством. А семейные отношения перестают быть сугубо личным делом. Постепенно для каждого сотрудника именно трудовой коллектив с включенными в него домочадцами каждого из коллег становится большой семьей. И незаметно получается так, что у людей не остается сторон жизни, не охваченных организующим влиянием руководства компании.

Так ли уж плоха тоталитарность?
В общественном сознании понятие тоталитарности однозначно имеет негативную окраску. Однако внимательное рассмотрение социальных явлений, которым присущи какие-либо признаки тоталитарности, невольно заставляет предположить неверность такого «черно-белого» восприятия. Живучесть подобной формы коллективного существования людей свидетельствует о том, что многие нуждаются в ней. Причем это относится не только к организаторам данных образований, но и к их рядовым членам. В противном случае без широкой социальной поддержки такие затеи просто не приживались бы среди населения.
Попробуем разобраться в том, кому и что дает тоталитарная форма организации фирмы. Очевидно, что руководство подобных компаний и их рядовые работники удовлетворяют в таком общественном устройстве различные потребности.
Руководители, создавая трудовой коллектив по тоталитарному принципу, применяют один из самых эффективных механизмов побуждения человека к труду. Не случайно ведь практически все знаменитые японские корпорации, породившие пресловутое экономическое чудо второй половины XX века, организованы именно по этой схеме. В основе данного механизма мотивации лежит потребность человека быть причастным к группе, или коллективизм, говоря простым языком. Дело в том, что в любом народе всегда есть какая-то (не такая уж и маленькая!) часть людей, отличающихся повышенным коллективизмом. Они психологически просто не в состоянии длительное время хотя бы в каком-то проявлении своей жизни существовать в одиночестве. Став членом социального образования, полностью удовлетворяющего его основные психологические потребности, подобный человек дорожит социумом как самой жизнью. И если пребывание в коллективе для такого социализированного человека поставить в зависимость от показателей его труда, то работать он уже будет совсем не за деньги. Осознание того, что он может быть изгнан из своего мира за лень или неаккуратность, оказывается для коллективиста сильнейшим стимулом много и качественно трудиться. Материальные мотивы при этом теряют свое значение, так как корпоративный мир дает работнику все необходимое для счастливой жизни.
Люди с сильным потенциалом индивидуализма на подобные аргументы могут отреагировать усмешкой: «Подумаешь, выгнали из коллектива! Найду себе другой. В крайнем случае, создам собственный». Но многие коллективисты оказываются не способными организовать свой личный мир обитания. Это ведь достаточно нелегко — сотворить свой мир. Особенно если учесть, что каждому из нас необходимы несколько таких образований: мир работы, мир семьи, мир друзей, мир хобби, внутренний мир души, внешний мир (в смысле картина внешнего мира). Намного проще устроиться в компанию, предлагающую универсальную корпоративную среду, вобравшую в себя все проявления твоего существования. И для того, чтобы обитать в таком земном рае, всего-то нужно прилежно трудиться. Подобная жизненная позиция многих людей и оказывается той самой социальной базой, на которой образуются и процветают тоталитарные компании.

Работать ли в тоталитарной компании?
Технология любого выбора сводится к взвешиванию плюсов и минусов сравниваемых вариантов. А также к определению своей совместимости с каждым из них, а то ведь рассудком можно ратовать за одно, а душой тянуться к другому. Поэтому начните с оценки своего положения на шкале «индивидуализм — коллективизм».
Если в предыдущие годы вы нередко оказывались в ситуации, когда приходилось решать житейские задачи в одиночку, и без особого нервного напряжения и тоски справлялись с этим, то вряд ли вам подойдет тоталитарный трудовой коллектив. Если вы не тяготеете к слиянию различных миров в один, а скорее предпочитаете жить по принципу не хранить все яйца в одной корзине, то не сможете существовать во всеобъемлющем мире корпорации. Напомним, что в тоталитарной компании главным стимулом побуждения к труду является чрезвычайно острая зависимость человека от среды своего обитания, совпадающей с границами коллектива.
Индивидуалисты же предпочитают страховаться дроблением своей области обитания на несколько, чтобы снизить свою зависимость от каждой. И если в какой-либо из них он терпит катастрофу, то такая жизненная стратегия позволяет подкачать из других миров психоэмоциональные ресурсы, или, используя образный язык, отлежаться в них и зализать раны.
Если же вы проявляете склонность жить долгие годы одной большой семьей, трудясь и отдыхая со своими родственниками и друзьями, граница между которыми для вас довольно условна, то работа в тоталитарной компании вам может прийтись по душе. И здесь важно не ошибиться с выбором, так как такие организации можно разделить на плохие и хорошие. Признаками хороших является ответственность руководства перед своими работниками и качество созданного в фирме мира.
Ответственность руководства проявляется в том, что организаторы корпоративного мира должны обеспечить крайнюю степень его надежности. Ведь для работника он является средоточием всей его жизни. Удаление из коллектива наносит сильно социализированному человеку столь серьезную психологическую травму, что далеко не всякий оказывается способен пережить подобную жизненную катастрофу без тяжелых последствий для психики. Именно поэтому коллективисту необходимо быть уверенным в двух вещах: 1) мир его обитания надежен, невзирая на любые внешние угрозы; 2) его пребывание в коллективе зависит исключительно от его собственного поведения, и никто не будет пытаться выгнать его на основе субъективной антипатии или же исходя из каких-либо текущих конъюнктурных соображений.
Не случайно из японской практики всему свету известен принцип пожизненного найма. Это значит, что если человек приходит в тоталитарную компанию, то он в идеале рассчитывает прожить в ней всю свою оставшуюся жизнь. А раз так, то ее руководство должно забыть о таком явлении, как сокращение штатов. Ответственный перед персоналом директор не будет увольнять лишних сотрудников, а специально для них организует новые рабочие места, даже в ущерб интересам своего бизнеса. Поэтому увольнение работника в тоталитарной компании возможно только по одной причине: за недостойное поведение, что главным образом подразумевает недобросовестный труд. Если же человек не совершает серьезных проступков и старательно работает, то он имеет моральное право находиться в коллективе вечно. Директор, не соблюдающий данное правило, не сумеет создать для персонала такой мир, которым сотрудники станут дорожить и чувствовать себя в нем настолько спокойно, чтобы полностью отдаться труду.
Очень серьезной угрозой для эффективности тоталитарных компаний является деструктивность в отношениях неделового характера. Как и в больших семьях, в коллективах обычно время от времени появляются члены, которые из-за каких-то своих невротических проблем вносят разлад во взаимодействие этого общества. Последствия бывают особенно тяжелы, когда такой человек оказывается в руководстве компании. Тогда нарушается принцип объективности в оценке действий персонала. Какая-то часть сотрудников, пользующихся симпатиями некорректного руководителя, начинает получать неформальные незаслуженные привилегии за счет угнетения интересов тех, кто стал начальнику неугоден по субъективным причинам. В данном случае перестает действовать главное условие эффективности тоталитарных компаний: лучше всего в них должны себя чувствовать наиболее добросовестные работники. Из-за такого извращения деловых отношений в корпорации на смену мотивации к труду приходит желание понравиться боссу иными способами.
Таким образом, для любого человека, решающего, стать ли ему членом тоталитарной трудовой компании, оказывается важной оценка качества отношений как между сотрудниками, так и между руководством и коллективом в целом. Если в организации присутствует описанный вариант субъективизма, а начальство фирмы не пытается реально оздоровить психологическую сторону жизни в корпоративном мире, то это весомая причина отказаться от пребывания в нем.
Что касается качества корпоративного мира, то здесь надо оценивать степень удовлетворения своих потребностей от жизни в нем. Если вы чувствуете, что новая компания может стать для вас родным домом, а коллектив — семьей, то доверьтесь своему впечатлению. Кстати, тоталитарные компании сильно отличаются от обычных еще и своим подходом к знакомству с кандидатами на трудоустройство. В большинстве фирм потенциального сотрудника знакомят только с его предполагаемым рабочим местом и непосредственным начальником, а в тоталитарных — представляют будущего работника всему коллективу, показывают ВЕСЬ МИР обитания. И новичку остается только оценить этот мир так, как оценивают обычно дом, в котором собираются родить и вырастить своих будущих детей. Если же в предложенной для жизни среде вас что-то серьезно не устраивает, но вы надеетесь, что в будущем все исправите, то это ошибочная установка. Тоталитарный мир надо либо принимать полностью, чувствуя в себе способность полюбить его, либо однозначно отвергать. Пословица «Со своим уставом в чужой монастырь не ходят» здесь подходит как нельзя лучше.

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru