error (in future use header("Location: ") trought class to see errors using ErrorHandler) in query: INSERT into publications_show set id='4225',showed='1',date=NOW(),ip='18.189.194.155',sess='uvt9ljlavl55773er7n7pfn5k6',url='http://cachedwww.allmagic.ru/publications/?view=4225'; Duplicate entry '1' for key 'showed' (1062)
“Учитесь властвовать собой“. Интервью эксперта | MainJob.ru
Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

“Учитесь властвовать собой“. Интервью эксперта


Людмила Буркина
Источник: Элитный персонал

Какая главная задача менеджера? Странный вопрос. Понятно же – управлять. Процессами и людьми. Только мало кто задумывается, что прежде чем управлять другими людьми, менеджеру нужно научиться управлять самим собой, -

Какая главная задача менеджера? Странный вопрос. Понятно же – управлять. Процессами и людьми. Только мало кто задумывается, что прежде чем управлять другими людьми, менеджеру нужно научиться управлять самим собой, - уверен наш собеседник, кандидат психологических наук, генеральный директор компании «Психология и бизнес он-лайн» Игорь НИЕСОВ.

- Игорь, Ваша мысль понятна – начинать нужно с себя. Но что конкретно надо делать? Дайте совет!

- «Начать с себя» означает «понять себя». Ведь невозможно управлять Чем-то, не понимая, как Это работает. И как Этим управлять. Мы же пытаемся управлять другими, не понимая себя и то, как управлять собой. Управлять - значит изменять. А ведь изменять поведение другого человека можно, только изменяя свое собственное поведение. Но чтобы изменять себя, нужно понимать себя. Вот так. А чтобы понимать себя, необходимо обладать такими навыками, как внимательность, рефлексия, проницательность и решительность. Совет очень общий, но, боюсь, по части простых конкретных советов я Вас разочарую.

Человеку свойственно искать одно лекарство от всех болезней. Но это слишком упрощенный, линейный подход. А жизнь, и бизнес, и коммуникация - системы сложные и отнюдь не линейные. В них действуют другие законы. И нужен системный подход, чтобы понять, как все происходит, и решать проблемы, которые возникают.

- Можете пояснить это на примере?

- Стандартный вопрос психологу: что лучше – жить разумом или дать волю эмоциям? Вопрос поставлен некорректно. Ведь эта проблема не может быть решена в рамках привычного причинно-следственного мышления - типа «Живи разумом, и все будет хорошо». Для того чтобы попытаться найти ее решение, нужно выйти за пределы системы, посмотреть на ситуацию шире и задаться другим вопросом – а ради чего все это? Как в анекдоте: «Доктор, я жить буду?» - «А смысл?..»

Каждый из нас может быть абсолютно разным в разных ситуациях. И у каждого из нас есть масса ресурсов, которые либо работают, либо не работают - в зависимости от того, «есть ли смысл». Помните фильм «Экипаж»? У одного из пилотов была жена-стерва, которая его постоянно изводила. После развода она снова вышла замуж и стала совершенно другой – счастливой, заботливой.

- Потому что у нее появилась любовь и то, «ради чего»?

- Да. Когда у человека возникает некая цель - это позволяет совершенно иным образом «переконфигурировать» его качества и получить принципиально новое состояние. В фильме «Пятый элемент», чтобы разрушить темные силы, нужно было собрать воедино энергию Земли, Воды, Воздуха, Огня. Для этого был необходим «пятый элемент», которым стала Любовь. Так, благодаря объединяющей цели, разрозненные элементы обрели силу. Так и с психологическими качествами человека, который может быть и коммуникабельным, и умным, но менеджером - никаким, потому что это его «не греет».

- Как системный подход можно применить в плане подготовки менеджеров?

- Само понятие «успешный менеджер, лидер» подразумевает систему, состоящую из четырех основных элементов: управление собой (personal skills), управление другими (communications skills), управление целями (systemic/analytic skills), управление процессами (executive skills).

Управление другими людьми активно представлено на рынке образовательных услуг: тренинги продаж, переговоров, презентаций, командообразования и т.д. Управлению процессами – планированию, мотивации, делегированию полномочий, а также управлению целями, учат на программах МВА. Но управлению собой пока еще никто по-настоящему не учил.

А ведь неразвитость любого из этих четырех элементов, прежде всего персональных навыков, ведет к ущербности менеджера. Машина, у которой четыре колеса, плохо ездит, когда даже одно приспущено.

- Что включают в себя персональные навыки?

- Первоевнимательность, умение замечать детали, видеть, что происходит с вами, с другими людьми, фокусироваться на разных сторонах проблемы, воспринимать различные точки зрения.

Второе рефлексия, осмысление той информации, которая к вам поступает, работа со своим бессознательным, со всем своим опытом. Очень важно не решать проблему сию секунду, а уметь «полюбопытствовать» на тему, подключить свой опыт и интуицию. Мудрый человек – будь то представитель восточных единоборств или брокер на фондовой бирже, знает - чтобы быть быстрым, не надо суетиться. Движений, в том числе и управленческих, должно быть мало, но все они должны быть точными.

Третье качество – проницательность. Мало получить какое-то решение, хорошо бы еще уметь различать, сравнивать варианты решений между собой, находить главное - тот организующий принцип, который определяет стратегически верное направление, из которого ваше решение уже вытекает само собой.

Наконец, четвертое качество - это решительность. Готовность быть честным с собой и с другими. Готовность решительно двигаться к той цели, которую вы определили.

- Можно ли всему этому научить?

- Конечно. Все это можно отработать на тренингах. Если вернуться к вопросу о том, что лучше - управлять разумом или дать волю эмоциям, то первое, нужно уметь замечать, что с вами происходит. Если что-то происходит не то, надо уметь «автоматически» задуматься: «Что это со мной?» Дальше отрефлексировать: «А с чем это связано? Что бы это значило?» Включить свою проницательность: «Что за этим стоит? Ради чего я так нервничаю? А если я не буду так нервничать?» И затем, получив ответ на эти вопросы – решительно действовать.

К примеру, вы подсознательно ожидаете от начальника благодарности и похвалы, а он вас грузит новыми задачами. Вы свирепеете, начинаете возмущаться. Если в этот момент вы способны заметить, что с вами происходит, понять, как это происходит, и то, что за вашим возмущением стоит желание похвалы, вы можете об этом честно сказать – «Иван Иваныч, похвалите меня, и я Вам все сделаю». Все! Вопрос с вашей негативной эмоцией снят. Вместо того чтобы переживать или даже кричать на другого человека, вы переходите к управлению собой, вы контролируете ситуацию и управляете другим человеком.

- Вероятно, тот же механизм работает и в отношении бизнеса?

- Безусловно. Так, вице-президент банка, который действует на фондовом рынке, заметил, что 90% времени сотрудников его департамента уходит на индивидуальных клиентов, имеющих крупные портфели. Но в департаменте было еще и такое направление, как ритейл, операции с которым в сумме способны были принести больший доход, если бы все внимание сотрудников переключить на этот «фронт». Отследив ситуацию, банкир решает сконцентрироваться исключительно на ритейле. И твердо сворачивает «индивидуальное» направление. Департамент, сбавив поначалу обороты, вскоре резко пошел в гору.

И другой пример. Компания, занимающаяся программным обеспечением, - на грани банкротства. Как оказалось, ее лидер был невнимателен - не заметил, что рынок изменился, не смог «полюбопытствовать» на эту тему, уловить какие-то тенденции, выделить главного, «проинтуичить», что за этим стоит, ну и, конечно, он не смог принять адекватные решения.

Легко видеть, что успех одного и неудача другого - результат различного уровня развития персональных навыков лидера.

- А лидеру может кто-то помочь?

- Может. Если он сам действительно хочет найти решение проблемы. Здесь как раз должен включиться «пятый элемент» - то, что наполняет действия человека смыслом. Приведу пример. У одного бизнесмена несколько лет назад умерла жена. До этого момента ему было понятно, ради чего он работает. И вот цель исчезла, нет идеи, незачем зарабатывать. Что делать? В нашем случае было принято довольно неожиданное решение: бизнесмену предложили отдать квартиру дочери. Но ему самому-то где жить? Так появился стимул, цель, ради которой нужно работать. Некоторые из таких людей находят идею в другом - в политике, в искусстве, в меценатстве, в религии, наконец.

- Значит, главное в персональных навыках - все-таки умение ставить цель?

- Цель – это тот самый «пятый элемент», который цементирует, объединяет ваши навыки в одну систему и задает этой системе определенное направление. Наверное, этот элемент действительно можно назвать главным.

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru