Профессия - мерчандайзер
Анна Крол
Источник: Работа и зарплата
В ряды специальностей, связанных с торговлей, прочно вошла профессия со странным названием «мерчандайзер». Чем такой специалист занимается? У кого есть шансы получить эту вакансию? И существуют ли в данном деле
В ряды специальностей, связанных с торговлей, прочно вошла профессия со странным названием «мерчандайзер». Чем такой специалист занимается? У кого есть шансы получить эту вакансию? И существуют ли в данном деле перспективы карьерного роста?
В переводе с английского «мерчандайзинг» означает планирование и стимулирование сбыта. Специалист, занимающийся данным видом деятельности, отвечает за увеличение продаж в магазинах, достигаемое правильной выкладкой товаров и организацией рекламы непосредственно в торговых залах. Окончательное решение приобрести тот или иной продукт покупатель, как правило, принимает именно в магазине, причем зачастую это заранее не запланировано - срабатывает импульс: увидел вещь - решил купить. И здесь очень важную роль играет правильная подача товара (где он лежит, хорошо ли его видно, удобно ли его брать, что о нем известно, есть ли реклама). Задача мерчандайзера - заставить человека сделать как можно больше покупок.
Для осуществления этой цели служат такие средства, как рекламные носители (например, пакет сока размером в два квадратных метра); подсветка, разнообразные стойки, полочки и прочие приспособления; рекламные акции (раздача листовок, скидки, промоушн и т. д.).
Самые «лакомые» места в зале - около касс и на входе. Практически в каждом магазине там раскладывают различные мелкие товары (жевательную резинку, леденцы, шоколад, сигареты и пр.). Пока человек стоит в очереди, его взгляд невольно падает на них. Сколько раз вы ощущали желание купить что-нибудь совершенно не нужное? Решили похудеть, а покупаете шоколадку. Не любите жвачку, а она уже в вашей в корзине. Лучше всего человек замечает предметы, находящиеся у него перед носом (на уровне глаз). Любителей наклоняться к самым нижним полкам находится не много.
Покупатель, как сорока, падок на все яркое, броское, его взгляд невольно привлекают известные бренды и плакаты со словом «распродажа». Поэтому потребительским спросом управлять реально, но для этого требуется немало усилий, в том числе мерчандайзеров.
Многие люди стремятся побыстрее пробежать по магазину, не утруждая себя осмотром всех прилавков, поэтому место расположения товаров периодически стоит менять. Не обнаружив своего любимого йогурта на привычном месте, клиент поневоле пустится в творческий поиск.
Итак, что же требуется от начинающего мерчандайзера? Активность, коммуникабельность, умение общаться с работниками торговли, сообразительность, креативность, понимание психологии продаж, организаторские способности, стрессоустойчивость - вот далеко не полный перечень обязательных качеств. Довольно часто работодатели требуют от претендентов на такую должность наличия водительских прав или личного автомобиля.
Обычно мерчандайзерами трудятся люди младше 30, в крайнем случае до 40 лет. На эту работу охотно берут студентов. Причем лучшими мерчандайзерами из числа студентов оказываются… девушки. Они более дисциплинированны, общительны. Данная профессия вполне подходит активным женщинам.
Мерчандайзеру приходится работать с отчетами, складскими документами, поэтому внимательность и аккуратность для кандидата просто необходимы. Большую роль играет увлеченность своим делом и определенная степень азартности. Если вы искренне радуетесь росту продаж и в свободное от работы время размышляете, какие бы еще способы рекламы придумать, а заходя в магазин, первым делом изучаете расположение товаров на полках - эта профессия для вас. Скромность мерчандайзера не украшает. Вы должны уметь привлекать внимание людей и к своему товару, и к собственной персоне.
Нужно сделать так, чтобы процесс приобретения превратился в увлекательное путешествие по магазину. Полная корзина покупателя - вот цель работы мерчандайзера. А методы для ее достижения можно использовать любые (по согласованию с администрацией магазина). Хоть песни пойте у прилавка, если это помогает увеличить объем реализуемой продукции. Теоретически администрация торгового предприятия заинтересована в росте продаж, но на практике зачастую приходится убеждать в необходимости той или иной рекламной акции, особенно если магазин большой и поток посетителей и так существует. Хотя эффективность работы хорошего мерчандайзера может доходить до ста и более процентов увеличения объема продаж конкретного товара. Такой специалист может менять покупательские предпочтения, постепенно приучая людей к новым видам продукции и мало известным торговым маркам.
Какие еще функции может выполнять мерчандайзер? Помимо рекламы он отслеживает складские остатки и судьбу завезенных в магазин товаров (например, продукты, поступившие вчера, нужно выставить на продажу до того, как начнут продавать те, что доставили сегодня), сроки их годности, соответствие между имеющимся на складе количеством товаров и реальной потребностью в них. Он может принимать участие в подборе ассортимента.
Обычно крупные компании сами обучают мерчандайзеров: набирают подходящих кандидатов и проводят предварительные занятия (в среднем они длятся от недели до трех), дальше работник учится своему ремеслу на практике и на ежемесячных семинарах — там с ним будут делиться опытом более опытные специалисты. Новичков познакомят и с общей стратегией продаж, принятой в компании, с основами рекламы и маркетинга.
Рабочий день чаще всего ненормированный, время можно варьировать. Главное, чтобы он выполнял свои функции, а когда - не так уж важно (конечно, в разумных пределах). В круглосуточных магазинах эти сотрудники могут выходить в вечернюю смену (неплохой вариант для студентов). В Москве зарплата мерчандайзера, в зависимости от загрузки, квалификации и пожеланий начальства, составляет в среднем от 300 до 500 долл. У тех, кто трудится в небольших магазинах, оклад может быть и меньше. Обычно работодатели компенсируют транспортные расходы (проездной, бензин, запчасти).
Работа требует больших затрат энергии (весь день на ногах, в движении, много контактов с разными людьми, товаров обычно тоже немало, поэтому приходится действовать шустро и умудряться проявлять творческую инициативу). Обычно за одним мерчандайзером закреплено несколько магазинов, он регулярно их объезжает и потом вносит результаты в специальный отчет, подаваемый в отдел маркетинга. Этот специалист следит и за уровнем продаж, розничными ценами (насколько они конкурентоспособны), консультирует продавцов по поводу того или иного товара и стратегии продаж.
Мерчандайзинг не относится к специальностям на всю жизнь. Обычно, поработав некоторое время, люди продвигаются по карьерной лестнице дальше. Можно стать супервайзером (руководителем группы мерчандайзеров), сотрудником отдела маркетинга, торговым представителем или менеджером по продажам. Вообще мерчандайзинг — отличный старт в области продаж. Умение общаться и быстро ориентироваться в ситуации всегда пригодятся. Общие принципы продаж в разных компаниях не так уж сильно различаются, поэтому, если есть опыт и навыки, сменить место работы нетрудно. Выгодно трудиться в крупных сетевых магазинах (и дел хватает, и оклад неплохой, и шансы на карьерный рост тут выше - в такие магазины обычно требуется персонал разного уровня).
Если вы не поленитесь изучить теорию и получить высшее образование, вас с удовольствием возьмут на более высокую должность. А став, допустим, хорошим менеджером по продажам, вы сможете получать до 1,5 тыс. долл. в месяц.
Так что, если обнаружили в себе необходимые качества - дерзайте! Благо вакансий много, и при желании вы всегда сможете найти подходящую торговую организацию для работы мерчандайзером.
Анна КРОЛ
|