Каким должен быть современный продавец. Компетентное мнение
Мария Максимова
Источник: Работа для Вас
Из письма в редакцию: "Недавно я проходила собеседование в супермаркете на вакансию продавца. Несмотря на опыт работы, меня не взяли. Расскажите, пожалуйста, о том, по каким критериям отбирают персонал в крупные
Из письма в редакцию: "Недавно я проходила собеседование в супермаркете на вакансию продавца. Несмотря на опыт работы, меня не взяли. Расскажите, пожалуйста, о том, по каким критериям отбирают персонал в крупные магазины". Юлия Иванова, 27 лет.
На вопрос нашей читательницы отвечает Виктор Михайлович Панфилов, руководитель отдела по работе с персоналом сети универсамов SPAR:
- Все зависит от того, на какую должность претендует соискатель. Например, для продавца главное, чтобы все документы были в порядке, и имелось желание хорошо работать. А вот к приемщику товара требований целый ряд: нужно знать правила материальной ответственности, всю технологию приема товара, ассортимент, который доходит до 3-5 тыс. наименований, а порой и до 15 тыс. Также необходимо знание накладных, того, как проводится учет товара, в том числе и по электронной базе.
- Опыт работы обязателен?
- Мы не предъявляем требований к тому, сколько именно должен был проработать человек в должности, на которую он претендует. У нас есть очень интересная методика приема. Тестирование. На каждого сотрудника мы тратим максимум 10 минут, после которых совершенно ясно, что он умеет, что нет. Затем еще минут 10 с ним беседует специалист по направлению.
- А ограничения по возрасту или по прописке существуют?
- Ограничений по возрасту практически нет. Что касается прописки,.. главное, чтобы было российское гражданство.
- Расскажите подробнее про тестирование.
- Принимая сотрудника на работу, мы предлагаем тестирование, в результате которого должно стать ясно, готов ли человек трудиться в сфере обслуживания, или ему лучше заниматься чем-то другим. Для этого используются специальные методики и психологические тесты. Главное, что должно выявить это тестирование, - нацеленность на покупателя. Если у кандидата есть данное качество, то даже отсутствие опыта работы не имеет значения - мы с удовольствием такого соискателя возьмем к себе в компанию. По опыту знаю: мы его научим, и он будет хорошо работать.
- А в чем выражается эта "нацеленность на покупателя"?
- Понимаете, если покупатель подходит к прилавку, а продавец стоит, повернувшись к нему спиной, - это не дело. К таким сотрудникам мы применяем строгие меры, вплоть до увольнения. Многие магазины сейчас "страдают" невнимательным отношением к клиентам. К SPAR это не относится. Именно поэтому люди любят посещать наши супермаркеты.
- Какие ошибки может совершить соискатель на собеседовании?
- Во-первых, мы смотрим, как человек одет, как он за собой ухаживает. Если девушка пришла на собеседование, а у нее, извините, под ногтями грязь, то о чем тут можно говорить, как ее ставить за прилавок с продуктами? Почистить ногти, привести их в порядок - больших затрат не требует, наложить легкий макияж - тоже не сложно.
Во-вторых, приятно, когда человек доброжелателен, открыт для диалога. А вот если он волнуется, замыкается, это сразу видно. В таких случаях я стараюсь растормошить его, чтобы проявил себя. Пусть я потрачу больше времени, но зато буду уверен, что возьму на работу нормального сотрудника, который будет хорошо работать. У нас многие менеджеры по персоналу имеют психологическое образование, так что кандидата видят...
- Допустим, человек прошел собеседование, вы его взяли. Как проходит стажировка?
- Универсам на Варшавском шоссе мы сделали учебным центром. Здесь люди проходят, как минимум, 2-недельную стажировку. Есть продавцы-наставники, менеджеры-наставники. Мы учим людей, одновременно они работают на своих местах, и, естественно, этот труд оплачивается.
Продолжительность стажировки зависит от должности. Например, у приемщика товара достаточно сложные обязанности, соответственно, и стажировка длится 3-4 недели, а у продавца - всего 2. Во время стажировки человек работает только днем, а не по сменам, как в остальных магазинах.
Также у нас есть планы стажировки. По ним все и происходит. Стажер прикрепляется к наставнику, который его обучает. По окончании стажировки наставник пишет по каждому сотруднику краткое заключение - как этого работника дальше использовать. Затем по истечении 3-месячного испытательного срока дается аттестационная оценка. Но это не аттестация в привычном понимании, когда собирается комиссия и человеку страшно даже зайти туда, где она сидит. У нас разработан специальный комплекс "оценочная таблица". Работнику дает оценку его непосредственный руководитель, плюс (независимо от него) - наставник, и 2-3 сотрудника, которые работают на той же должности, что и новичок.
- А бывает ли такое, что человек пришел на одну должность, а по итогам стажировки вы поняли, что он будет лучше работать на другой?
- Конечно. Любая компания рассматривает такие варианты. Правда, случается, что должность, на которую этот человек может претендовать по итогам стажировки, в настоящий момент занята. Тогда мы заносим данного сотрудника в кадровый резерв, и как только нужная позиция освобождается, он переходит на нее. Так, на высшие должности мы стараемся брать только своих работников.
- То есть у вас возможен и карьерный рост?
- Да, перспективы карьерного роста у нас очень хорошие. Например, человек, пришедший к нам продавцом, уже через месяц может стать старшим продавцом, а еще через месяц-два - администратором торгового зала. Может стать кассиром - это тоже повышение. Дальше - больше: администратор, менеджер заказов, зам. управляющего, управляющий. А потом уже дорога открыта и в коммерческую дирекцию.
- Какие документы нужно предоставить при устройстве к вам на работу?
- Документы перечислены в трудовом кодексе: паспорт, трудовая книжка, страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, документы об образовании, медкнижка. Мы работаем в полном соответствии с Трудовым кодексом, оплачиваем и отпуска, и больничные.
- Что вы посоветуете тем, кто собрался к вам на собеседование?
- Многое можно посоветовать, но основное, что я хотел бы увидеть у соискателя, то, о чем уже говорил, - нацеленность на покупателя. Если человек не комплексует, не боится лишний раз угодить покупателю, если он всегда готов предложить свою помощь, в торговле у него большие перспективы.
Мария МАКСИМОВА
|