Как сделать из сотрудника патриота фирмы?
Источник: JobCenter.ru
Грамотный менеджмент сделает из человека патриота Одно из малоисследованных направлений в менеджменте, психологии управления и организационном поведении – фирменный патриотизм, или преданность работников организации и,
Грамотный менеджмент сделает из человека патриота Одно из малоисследованных направлений в менеджменте, психологии управления и организационном поведении – фирменный патриотизм, или преданность работников организации и, в свою очередь, организации по отношению к своему персоналу. Что он собой представляет? Чем обусловлен? Какова его мотивация?
ЧТО ТАКОЕ ФИРМЕННЫЙ ПАТРИОТИЗМ?
Греческое слово patris переводится на русский язык как родина, отечество.
В ракурсе самой общей посылки отметим, что преданность предприятию, организации или учреждению, независимо от их профиля и организационно-правового статуса – это разновидность трудовых отношений, обусловленных целым рядом экономических, социально-психологических и психологических аспектов.
Прежде всего, понятие «фирменный патриотизм» выражает двусторонние отношения «работник – фирма» и «фирма – работник», то есть преданность всех или некоторых работников своей фирме и преданность представителей фирмы по отношению ко всему персоналу или только какой-то его части.
Патриотизм в данном контексте – это проявления нужности и полезности, находящие проявление в определенных моральных правилах (принципах) и практических действиях в конкретных ситуациях.
Со стороны так называемого «обобщенного работника» и, соответственно, фирмы такими характерными ситуациями, правилами и возможными/ реальными действиями являются следующие:
Условия критической ситуации
Работник: «Как бы плохи не были дела на предприятии, я не оставлю его в беде, а буду делать все от меня зависящее, чтобы оно вышло из прорыва».
Фирма: «Наше положение ухудшилось и продолжает ухудшаться. Мы вынуждены сокращать наш персонал. Но мы помним о каждом из вас. При улучшении дел мы вновь примем вас на работу»
Сопряжение интересов
Работник: «Мои интересы – это интересы моего предприятия или интересы предприятия – это одновременно и мои интересы».
Фирма: «Нами проводится такая политика, которая позволяет гармонично сочетать интересы отдельной личности и предприятия в целом».
Сопряжение интересов – одна из весьма значимых и чувствительных проблем при стабильной ситуации. Отечественная и зарубежная практика показывают, что существует такой «патриотический парадокс»: преданный предприятию работник увольняется потому, что какие-то его личные интересы не удовлетворяются или перестали удовлетворяться. Уход патриота – это «человеческий сигнал» о неблагополучии в отношениях между этим конкретным работником и предприятием.
Использование личностного потенциала
Работник: «Все, что есть у меня – знания, навыки и умения, - я отдаю и буду отдавать своему предприятию ради его процветания».
Фирма: «Мы стараемся найти наилучшее применение способностей каждого и делаем все от нас зависящее, чтобы эти способности получали надлежащее развитие».
Высокий уровень менеджмента
Фирма: «Достигнутый нами уровень менеджмента позволяет реально осуществлять целенаправленную политику по воспитанию преданности у персонала».
Работник: «Я знаю, что моя преданность предприятию ценится руководством, и я дорожу этим». Многочисленные практические ситуации и их анализ убеждают в том, что формирование фирменного патриотизма и (если быть предельно утилитарным) его «отдача» процентов на девяносто зависят от используемых форм и методов управления, профессионализма руководителей. И опять же, весьма важным является понимание того, что фирменный патриотизм – это две, а не одна сторона одной и той же медали…
Одна из ключевых проблем в воспитании фирменного патриотизма в наших условиях – это изменение в сознании многих руководителей относительно своих «патриотических обязанностей и обязательств» перед работниками.
Как же узнать, в чем слабости менеджмента на конкретном предприятии с точки зрения воспитания патриотизма? Если несколько перефразировать одну из идей Акио Мориты (одного из основателей фирмы «Сони»), то получится предельно практичная рекомендация: Найдите самого непатриотичного работника, определите причины его непатриотизма, и вы получите необходимую информацию!
МОТИВАТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИРМЕННОГО ПАТРИОТИЗМА
Ненарочитые беседы с самыми разными людьми в самых различных ситуациях позволили установить, что существуют следующие наиболее распространенные мотиваторы формирования фирменного патриотизма.
Любимое дело, интересная работа – это весьма сильный мотиватор, формирующий фирменный патриотизм… Работник не уходит, потому что именно мое предприятие дало мне интересную работу, в которой реализуются и развиваются мои способности.
Есть одно уязвимое место – уровень и разнообразие средств стимулирования… Если они перевешивают то, что работник имеет «здесь и сегодня», то он может уйти и, как показывает практика, уходит «на лучшие условия».
Невольно возникает вопрос: «А как же понимать в этом случае фирменный патриотизм?» Ответ очевиден – значит, качество менеджмента на данном предприятии таково, что оно не обеспечивает знания мотивации конкретного человека и в этой связи преданности по отношению к нему.
Благоприятная человеческая среда или дружный, сплоченный, комфортный коллектив.
Как показывает практика, формирование данного мотиватора в значительной мере зависит от уровня менеджмента. Насколько руководителям удалось сформировать дружный, сплоченный коллектив?
Исследования позволили установить на первый взгляд парадоксальные, но на самом деле вполне естественные зависимости.
Зависимость первая: диапазон и сила действия стимулов на предприятии имеет тенденцию к «сужению» в условиях разобщенного и недружного коллектива.
Зависимость вторая: разнообразие и сила действия стимулов увеличиваются в дружном и сплоченном коллективе, что способствует формированию, закреплению и развитию фирменного патриотизма.
Поэтому состояние коллектива является одной из важнейших составляющих фирменного патриотизма.
Создание «единой команды», «корпоративного духа», «дружной семьи» и т.д. – это не только внешне привлекательные словосочетания, но и весьма сильный инструмент в воспитании фирменного патриотизма как по отношению к работникам, так и к руководству.
ТРИ ВАЖНЕЙШИХ СОПРЯЖЕНИЯ
Подводя итоги рассмотрения проблем фирменного патриотизма, необходимо особо выделить три наиболее значимых сопряжения, которые одновременно являются своеобразными тестовыми показателями и / или его измерителями.
Сопряжение первое: «Интересы предприятия – это и мои интересы." Нет более сильного механизма формирования и проявления патриотичности, чем взаимность интересов.
Сопряжение второе: «Мы делаем многое для успешной работы предприятия, а оно делает многое, чтобы нам работалось и жилось хорошо." Взаимность в трудовых отношениях, как показала и показывает разнообразная практика, относится к мощному механизму воспитания и действия фирменного патриотизма.
Сопряжение третье: «Я дорожу предприятием, а оно дорожит мною». Философия или дух взаимной ценности также в значительной мере выражает фирменный патриотизм и его главную ценность – отношения человека и к человеку.
|