Этика корпоративных вечеринок, или Всё ли позволено боссу?
Елена Закомурная
Источник: E-xecutive
Сотрудница одной из московских компаний рассказала, что однажды на корпоративном выезде в ресторан, к удивлению всех присутствующих, шеф вдруг предстал перед персоналом в весьма непривычном виде: одетый в костюм
Сотрудница одной из московских компаний рассказала, что однажды на корпоративном выезде в ресторан, к удивлению всех присутствующих, шеф вдруг предстал перед персоналом в весьма непривычном виде: одетый в костюм трансвестита, он вел себя соответствующим образом и призывал ошеломленных подчиненных быть раскованнее. Переход к формальным отношениям в рабочее время, оказался для сотрудников психологически совсем не прост...
Конечно, это единичный случай, скорее исключение из правил, но все-таки факт. Мы задались вопросом, а существуют ли какие-либо стандарты поведения для сотрудников и, особенно, для руководителей на корпоративных мероприятиях? Однако, поговорив с рядом HR-ов крупных компаний и специалистами event-агентств, нам удалось выяснить не так уж много - в основном, все ссылаются на общие нормы поведения и особенности корпоративной культуры каждой отдельно взятой компании. Многое также, по словам экспертов, зависит от формата самого мероприятия, его имиджевой составляющей и склада характера первого лица компании.
«Руководители довольно часто переходят на неформальное общение с сотрудниками на корпоративных вечеринках, - говорит Татьяна Дворникова, директор по работе с корпоративными клиентами компании Event Factory, - и это абсолютно нормально, поскольку такое общение является одной из основных целей проведения любого event а, и сами топ-менеджеры часто хотят просто развлекаться вместе со всеми».
С таким мнением согласен и Сергей Лысаченко, управляющий партнер компании Next Event: «Конечно, необходимо иметь чувство меры, но в принципе вечеринки для того и организуются, чтобы сплотить команду и дать сотрудникам возможность пообщаться в неформальной обстановке между собой и с руководством. Разумеется, дистанция сокращается, и определенные вольности допустимы, но не стоит доходить до дружеского похлопывания босса о спине…».
Впрочем, в некоторых компаниях, где практикуется политика «открытых дверей» и руководители стремятся полностью демократизировать свой образ, может доходить и до дружеских похлопываний и свободного изъяснения на русском нелитературном. Но в большинстве компаний подобные формы общения все-таки не является нормой поведения. Не одобряют их и HR-менеджеры: «Топ-менеджеры не должны переходить определенные границы, - комментирует Юлия Шаркова, специалист по внутрикорпоративным коммуникациям компании «Вымпелком», - и уж точно должны избегать панибратства. Конечно, общение может быть неформальным, но в таких рамках, чтобы сотрудники потом не чувствовали себя стесненными. Я считаю, что руководитель ни в коем случае не должен ставить сотрудников в неловкое положение».
Более того, некоторые специалисты еще более строги к определению норм поведения руководителей на корпоративных праздниках: «Для руководителей существуют достаточно жесткие рамки, за пределы которых выходить на вечеринках категорически нельзя, - говорит Мария Ульянова, директор по персоналу компании Corbina Telecom. - Им требуется гораздо более сильный контроль над собой, чем остальным сотрудникам, и очень многого они не могут себе позволить. Неадекватное поведение руководителя может негативно сказаться на последующей работе его подчиненных и на авторитете самого топ-менеджера».
По мнению Анны Чернобровкиной, HR-директора компании «Видео Интернешнл» , переходить на дружеский стиль общения с сотрудниками допустимо для руководителей, но обсуждать какие-либо скользкие темы, которые никогда не были бы подняты в рабочей обстановке, нельзя ни топ-менеджеру, ни его подчиненным.
Что касается одежды, то в этом вопросе также многое зависит от формата проводимого мероприятия. Учитывая вошедшие в моду концептуальные вечеринки и бал-маскарады, зачастую изначально предполагается, что все сотрудники будут одеты в необычные костюмы, соответствующие тематике праздника. Сергей Лысаченко рассказал, что, когда его компания устраивала ковбойский event для одной организации, то все, в том числе и топ-менеджмент, явились в джинсах, клетчатых рубашках и ковбойских шляпах.
«Я считаю, что в таких случаях руководитель даже обязан одеться в заданном концептуальном стиле, - отмечает г-н Лысаченко. - Однако если это официальный прием, то руководитель все-таки должен быть одет в хороший костюм, подавая тем самым пример другим сотрудникам, чтобы у них уж точно не возникло желания надеть джинсы и кроссовки». Конечно, если речь идет о торжественной вечеринке, то HR-ы компании, как правило, уведомляют сотрудников, что их ждут в костюмах и вечерних платьях, и надеть в этом случае любимый свитер или удобные зимние ботинки вряд ли будет показателем лояльности сотрудника к компании.
«На Новый год мы всегда предупреждаем персонал, что на празднике мы ждем их празднично одетыми, - говорит Елена Петрова, директор по работе с персоналом компании DHL, - но дальше уже, конечно, каждый решает для себя, хотя все-таки совсем неформальная одежда допустима только на мероприятиях соответствующего формата».
Однако у некоторых HR-ов есть и более мягкие требования к выбору одежды для корпоративных вечеринок. Мария Ульянова и Анна Чернобровкина утверждают, что в ряде случаев неформальный стиль даже необходим для руководителей, поскольку вечеринка, как правило, и устраивается с целью дать возможность сотрудникам раскрепоститься, и формальные костюмы только усложняют эту, и без того непростую задачу. Татьяна Дворникова приводит пример, когда руководитель компании пришел на корпоративную вечеринку в кожаной куртке с бахромой. Хотя, разумеется, все эксперты сходятся во мнении, что подобный эпатаж не должен касаться официальных приемов, особенно когда на них присутствуют клиенты и пресса.
Особо тонкий вопрос – спиртное. Без него не обходиться ни одно мероприятие, и пока в большинстве случаев не удается избежать и его излишнего употребления частью сотрудников, а то и всем коллективом. Однако, по мнению организаторов корпоративных event ов, с развитием культуры праздников банальные внутрикорпоративные «попойки» все чаще уступают место интересным вечеринкам, где общее веселье не превращается в неконтролируемый разгул. По словам Татьяны Дворниковой, многие компании сейчас вообще изначально ограничивают количество спиртного или просят ограничить стол винами, убрав из меню крепкие спиртные напитки. «Алкогольных излишеств на корпоративных мероприятиях не должно быть в принципе, - говорит Сергей Лысаченко, - поскольку это свидетельствует о низкой корпоративной культуре в целом в компании. Топ-менеджера же подобные возлияния характеризуют его как плохого руководителя. Бывают случаи, когда руководитель идет на это осознанно, желая увидеть «истинное лицо» своих подчиненных. Но это уже граничит с провокацией…».
Возвращаясь непосредственно к этике поведения руководителей, то в ряде компаний существует практика разделения вечеринки на две зоны: VIP и для всех остальных сотрудников. Как правило, в VIP-зону поставляют более дорогие, а иногда и эксклюзивные напитки, корректируют меню и программу. Или изначально менеджеры, которые ответственны за организацию корпоративных праздников, при разработке программы с субподрядчиками исходят в первую очередь из вкусов и пожеланий первого лица компании.
Разделение на зоны делается в основном с целью дать руководителям возможность расслабиться, чувствуя себя в «своем кругу».
По словам Сергея Лысаченко, в таких случаях действуют уже несколько иные этические законы, поскольку речь идет уже не об имидже компании, а об имидже каждого отдельно взятого топ-менеджера.
HR-специалисты по-разному оценивают такое отделение руководства от остальной части компании.
Юлия Шаркова отмечает, что это создает двойственную ситуацию для сотрудников, и в целом является неправильной тенденцией. Мария Ульянова также высказалась против подобного разделения, мотивируя свое мнение тем, что это раздражает сотрудников и вообще отрицательно сказывается на климате и взаимодействии внутри команды.
Более сдержанно относится к выделению VIP-ов на корпоративных вечеринках Елена Петрова: «Здесь все зависит от компании. Если руководство не хочет общаться с остальными сотрудниками, то осуждать я их за это не буду. У них есть на это определенные причины. Это больше вопрос корпоративной культуры, чем каких-то этических норм».
Приблизительно также рассуждает и Анна Чернобровкина: «Многое зависит от личности первого лица компании. Бывает, что руководитель предпочитает держать жесткую дистанцию, и ему не нужна обратная связь. Однако, это, скорее, касается не очень технологичных бизнесов, потому что когда в компании работает много специалистов высокой квалификации, то такой стиль поведения контрпродуктивен».
Конечно, нестандартные случаи поведения руководителей - не редкость на корпоративных мероприятиях. По воспоминаниям наших экспертов, были и ситуации чрезмерного употребления алкоголя, активного пения и танцев, появления перед сотрудниками в весьма откровенной одежде (разумеется, речь идет о топ-менеджерах – дамах), и неожиданного выскакивания на сцену с целью присоединиться к музыкальному коллективу. Все бывает… И среди топ-менеджмента, и среди рядовых сотрудников.
Влечет ли это за собой какие-то последствия? Общее мнение HR-профессионалов можно резюмировать, как отсутствие каких бы то ни было серьезных неприятностей для сотрудников, проявивших себя на вечеринке не с лучшей стороны.
«Конечно, если кто-то напился до невменяемого состояния, начал приставать к женщинам или полез в драку с охраной, я делаю для себя определенные выводы, - говорит Елена Петрова, но такие оценки все-таки очень условны».
«Я скорее оцениваю эффективность своей работы, - подчеркивает Мария Ульянова, - то есть насколько мне удалось провести мероприятие, на котором все хорошо отдохнули. Конечно, какие-то негативные моменты в поведении сотрудников я беру на заметку».
А вот Анна Чернобровкина говорит, что о ее оценках в ходе корпоративных праздников задают ей вопросы сами сотрудники, но сама она называет подобные оценивающие элементы своей работы подменой цели мероприятия, «ведь я сама их организую именно для того, что помочь людям снять стресс и наладить коммуникации в команде».
На фоне столь спокойных российских вечеринок, разбавленных лишь редкими не слишком эпатажными выходками сотрудников, западные нравы выглядят не в пример свободнее, нарушая устойчивые стереотипы широкой русской души, не знающей меры ни в печали, ни в веселье.
Британская газета The Telegraph, по результатам проведенного ею исследования, опубликовала следующую статистику: 6% гостей наблюдали, как на корпоративных праздниках были уволены их коллеги. 8%, не дожидаясь этого, сами подали заявление об уходе. 37% опрошенных, видимо, не желающих ни увольняться, ни быть уволенными, под любыми предлогами хотели бы отказаться от посещения корпоративной вечеринки. Зато оставшаяся часть веселилась на славу: 20% флиртовали с коллегами, каждый шестой оскорблял шефа, а каждый двадцатый бросался тортом. И, несмотря на все это буйство, 19% сообщили, что вечеринка прошла бы еще лучше, не будь на ней босса. Примечательно, что никто из упомянутых выше не счел для себя нужным вести себя на корпоративных праздниках должным образом…
Впрочем, британский опрос-то был анонимным…
И в качестве вывода несколько простых, но достаточно универсальных правил поведения на корпоративных вечеринках, которые могут служить залогом хорошего праздника и ничем не омраченных впечатлений после него:
- Не отказываться от посещения праздника без исключительных причин. Даже если личные обстоятельства кажутся вам важными, их поймут не все коллеги и руководители. Именно в результате таких отказов создается впечатление нелояльности к компании, корпоративным ценностям и начальству.
- Не злоупотреблять свободным стилем одежды. Шокирующий внешний вид на подобных мероприятиях привлекает внимание, но, увы, в отрицательном смысле. Корпоративные праздники – это не состязание в глубине декольте или интенсивности одеколона. Намного лучше продемонстрировать свой хороший вкус.
- Не обсуждать без надобности вопросы бизнеса. Умению отключаться на корпоративных вечеринках от повседневных рабочих проблем следует учиться – это не так просто, как кажется на первый взгляд. Так что придется приложить некоторые усилия, чтобы не прослыть среди сослуживцев и начальства занудой.
- Не говорить о повышении зарплаты или карьерном росте. Собственно говоря, это – самая распространенная ошибка, особенно среди молодых сотрудников. Впечатление вседозволенности, неформальный контакт с руководством и алкоголь подталкивают многих к решению личных проблем, что гарантированно приводит к противоположным результатам.
- Не злоупотреблять алкоголем. Смысл этого правила вряд ли стоит объяснять. В дополнение к известным причинам отметим, что для делового имиджа значительно полезнее пить минеральную воду, чем нечто более крепкое.
|