Вырасти себе сотрудника
Варвара Агламишьян
Источник: Финансовые известия
В последние годы происходит возрождение корпоративных университетов. Помимо непосредственного обучения сотрудников компании, эти учебные заведения решают еще две немаловажные задачи. Они позволяют, во-первых, обобщить
В последние годы происходит возрождение корпоративных университетов. Помимо непосредственного обучения сотрудников компании, эти учебные заведения решают еще две немаловажные задачи. Они позволяют, во-первых, обобщить опыт и знания, накопленные корпорацией. Во-вторых, сформировать единую корпоративную культуру предприятия и уникальную систему ценностей.
Причина открытия корпоративных университетов в том, что в условиях жесткой конкуренции, быстрого изменения вкусов потребителей, внешней среды бизнеса, появления новых технологий, продуктов нельзя опираться на знания, которые были получены когда-то в вузе. Нужно продолжать учиться на протяжении всей своей профессиональной жизни. И сугубо академические программы государственных учебных заведений в этом процессе не всегда оказываются полезными. Поэтому нет ничего удивительного в том, что везде в мире компании создают специальные центры, где сосредоточивают такие направления деятельности, как обучение персонала, управление знаниями, проведение исследовательских проектов.
Советское наследие
Пожалуй, самым известным в России примером корпоративного университета можно считать РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина. В будущем году это учебное заведение отметит 75-летний юбилей. Сегодня в списке попечителей вуза числятся все крупнейшие компании, работающие в нефтегазовом секторе, - от "Газпрома" и "Транснефти" до ТНК и "ЛУКОЙЛа". Как пояснили "Известиям" в деканате нефтегазового университета, зачастую именно эти компании направляют своих работников на обучение в профильном РГУ. Кроме того, многие лекции читают непосредственно специалисты нефтегазовых корпораций, организуется производственная практика, а для выпускников проводятся ежегодные ярмарки вакансий.
Собственно, система подготовки кадров досталась нефтяникам и газовикам в наследство от Советского Союза. В других отраслях положение профильных вузов в последние 10-15 лет было не столь благополучным, как в экспортоориентированном ТЭКе. И сейчас помимо нефтяников и газовщиков сохранением структуры отраслевого обучения могут похвастаться разве что РАО "ЕЭС" и Минтранс. Кстати, на прошлой неделе министр транспорта РФ Игорь Левитин заявил о заинтересованности ведомства в сохранении действующей отраслевой образовательной системы. "Мы хотим, чтобы вузы, которые находятся сейчас в ведении Минтранса, там и остались, так как это база для подготовки специалистов для транспорта", - заявил министр.
При этом в последние годы по образу и подобию традиционных отраслевых учебных заведений начинают создаваться и новые корпоративные университеты. Один из наиболее успешных проектов - корпоративный университет компании "Северсталь", получивший официальную регистрацию в августе 2001 года. Как отмечает его директор Дмитрий Афанасьев, создание этого учебного заведения должно "способствовать тому, чтобы между объединенными волей акционеров предприятиями холдинга возникли общий взгляд на управление, единый язык, нормы, правила ведения дел. Также корпоративный университет помогает в выработке общих подходов к решению принципиально новых проблем, общих стандартов управления в группе и таким образом - общей культуры".
Электронный университет
Помимо традиционных учебных заведений с лекторами и аудиториями в последнее время все большей популярностью пользуются виртуальные университеты. Корпоративные системы электронного дистанционного обучения в их нынешнем виде сформировались в конце 90-х годов. Как отмечается в исследовании аналитиков SRI Consulting Business Intelligence, к этому времени компании на Западе окончательно отказались от телевизионных лекций и откровенно неудобных "электронных учебников" (текст на экране монитора). Современная система дополнительного образования представляет собой программную оболочку (learning managing system, LMS), которую размещают на сервере внутренней компьютерной сети предприятия или на сервере провайдера. В нее загружают сетевые курсы, доступ к которым открыт с любого рабочего места корпоративной сети через окно браузера.
Например, в Соединенных Штатах 62% предприятий численностью свыше 1000 человек уже внедрили у себя системы электронного дистанционного обучения. В России сейчас представлено около 10 LMS от отечественных и западных производителей. Однако такие системы используют пока лишь некоторые крупные компании - "Сибнефть", "Русский алюминий", "ЮКОС", "Татнефть", "Вимм-Билль-Данн", "Северсталь", "Вымпелком". Во многом причиной выбора подобной системы обучения является структура персонала, который распределен между несколькими подразделениями материнского холдинга.
В "Русском алюминии" система дистанционного обучения в электронном формате работает с 2000 года. В "Вимм-Билль-Данне" подобный проект был запущен в январе 2002 года, после того, как учебный центр компании подсчитал, что в ближайшие годы от 30 до 50% всего кадрового состава будет нуждаться в обучении. Тем не менее каждая крупная компания, которая решается внедрить у себя подобную технологию, вынужденно выступает в роли первопроходца. Каких-либо сформировавшихся критериев для оценки программного обеспечения для электронных образовательных систем просто не существует. Спектр предложений со стороны производителей невелик, и корпорациям приходится заказывать необходимые профильные программы в вузах самостоятельно.
|