Бдительность: где её границы?
Л. Гарузова
Источник: журнал "Служба кадров и персонал"
В современном корпоративном мире вы не найдете виртуального агента 007, притаившегося за рулем серебристой «Астон Мартин» или осушающего залпом мартини с водкой. Тайный агент компании - недорогая компьютерная программа,
В современном корпоративном мире вы не найдете виртуального агента 007, притаившегося за рулем серебристой «Астон Мартин» или осушающего залпом мартини с водкой. Тайный агент компании - недорогая компьютерная программа, которая беспрестанно роется в компьютерах и молча шпионит за работниками. Или же это мобильный телефон, который следит за коммивояжерами в дороге и засекает долготу и широту их координат.
Нет ничего нового в наблюдении за работниками в офисе. Генри Форд любил инспектировать своих рабочих дома. Но теперь у компаний целый набор новых инструментов для наблюдения за работниками - от тестов на наркотики и видеокамер до устройств, которые снимают информацию с клавиатуры компьютера и компьютерных программ.
Существуют уважительные причины для того, чтобы компании проявляли бдительность. Необходимо остановить кражу секретов и интеллектуальной собственности, предотвращать сексуальные домогательства и расизм на рабочем месте, а также ликвидировать просмотр педофильских сайтов в Интернете.
Возьмите хотя бы партию товара, которую выбросила на рынок компьютерная компания True-Active, расположенная в штате Вашингтон, которая в прошлом июле распространила свою деятельность и на Европу, чтобы продавать программное обеспечение компаниям, желающим внимательно изучать своих работников. Каждое нажатие клавиши на клавиатуре компьютера - от электронных посланий, уничтоженных отрывков и до обмена посланиями в реальном времени - может быть прослежено и приобщено к ежедневным отчетам.
Если сотрудник делает покупки, программа принимает это к сведению. Она может быть конфигурирована для поиска ключевых слов, таких как имена потенциальных партнеров по слиянию компаний или выражений типа «красть», «гарантированные прибыли» или «Я ненавижу своего начальника».
«На практике мы можем контролировать все, что идет в общую запись», - говорит Карл Мунсон, управляющий директор True-Active в Лондоне.
Так как техника, необходимая для слежения, стоит недорого, растущее число компаний занимаются слежкой за своими работниками. В Соединенных штатах, например, Американская ассоциация менеджмента изучила 1100 компаний и обнаружила, что процент компаний, использующих компьютерные программы для проверки электронной почты, почти удвоился с 2001 г. и достиг 40%.
Противоречие между частной жизнью работников и правом компании защищать свой бизнес - вопрос, который встревожил профсоюзы в Европе. К следующему году ожидается, что Европейская комиссия предложит директиву по защите информации на рабочем месте. Тем временем страны принимают разнообразные судебные постановления и правила.
Британские компании работают в соответствии с новыми принципами Кодекса сбора информации на рабочем месте (The Employment Practices Data Collection Code), который требует, чтобы начальство информировало сотрудников в случае, если их телефонные звонки и электронная почта контролируются. Кодекс дает работникам право потребовать записи информации, собранной с их компьютеров.
Николас Сквайер, лондонский юрист, представляющий фирму «Фрешфилдс Брукхаус Деринджер», говорит, что существует важный элемент, который каждый руководитель должен учитывать, прежде чем подумать о наблюдении за своими сотрудниками. «Пропорциональность, - говорит он. - Вам абсолютно необходимо уравновесить права работников, с одной стороны, а с другой - тщательно обдумать, почему вы проводите этот контроль».
Право проверять компьютеры - несомненно, прерогатива начальника. Когда подчиненные пытаются собирать информацию внутри компании виртуальным способом, увольнения следуют незамедлительно, говорит Сквайер, изучавший деятельность работников, которые размещали крошечные устройства по снятию информации с клавиатуры компьютеров начальства.
|