Хороший плохой начальник
И. Орехова
Источник: журнал "Служба кадров и персонал"
Известно, хорошие отношения между руководителями и подчиненными помогают успеху дела. Именно к такому выводу пришли 84% респондентов, опрошенных фондом "Общественное мнение" (2100 жителей малых городов России со средним
Известно, хорошие отношения между руководителями и подчиненными помогают успеху дела. Именно к такому выводу пришли 84% респондентов, опрошенных фондом "Общественное мнение" (2100 жителей малых городов России со средним образованием и невысоким уровнем доходов).
На "хорошо" оценили эти отношения в своих коллективах 37% опрошенных. Также они сообщили, что за последние два-три года не было скандалов между "низами" и "верхами". А вот 14% респондентов сознались, что такого рода конфликты у них случались, при этом разрешались они в основном в пользу руководства.
Как же выглядит коллективный портрет "хорошего начальника"? По мнению большинства опрошенных (45%), это человек, который "печется о людях, помогает им", "вникает в проблемы подчиненных, может посочувствовать", "думает о завтрашнем дне предприятия".
Характерно, что на первый план поставлены личные, а не деловые качества начальников. В профессиональном плане рядовому работнику сложно судить о своем руководителе. А вот оценить его с морально-этической точки зрения совсем нетрудно.
Более 20% опрошенных в хорошем начальнике видят хорошего организатора. Профессионализма и компетентности от начальника ждут еще 15%. Столько же мечтают о нравственных достоинствах начальников, таких как честность, порядочность, бескорыстие, справедливость.
Каждый десятый участник опроса уверен, что хороший руководитель тот, кто "быстро устраняет недостатки", "реально оценивает ситуацию", "умеет найти выход из любого положения".
Ценят же в начальнике ум и образованность лишь 8% опрошенных. Почти стольким же импонирует в своем патроне требовательность и строгость. И, наконец, от 1 до 4% сообщили, что им по душе начальник "с чувством юмора", "скромный", "с которым можно выпить", "умеющий извиниться за свои ошибки".
Теперь о портрете "плохого начальника". Рвач, хапуга, взяточник, карьерист (почти треть ответов). Столь резкие оценки свойственны представителям рабочих профессий. Не приемлют они также в директорах "безразличие к делу и людям" (19%).
Есть другая разновидность "плохого начальника": не умеет организовать работу, не доверяет подчиненным, не дает проявить себя (10%).
Не уважают также подчиненные начальников с "неприемлемым стилем поведения" (15%), а именно: "агрессивных", "тех, которые кричат", "деспотов и самодуров", "высокомерных".
От 1 до 10% опрошенных в числе отрицательных качеств назвали следующие качества начальников: "непрофессионал", "без царя в голове", "папенькин сынок", "самолюб".
Обилие в портретах "хорошего" и "плохого" начальника человеческих характеристик лишний раз подтверждает, что у россиян в отличие от жителей западных стран производственные и личные отношения тесно переплетены. Если начальник к ним хорошо относится, он соответственно умный и хороший организатор.
|