Ободрение как путь доброй мотивации
Татьяна Чернозуб
Источник: The Career Forum
Кадровое агентство можно сравнить с кабинетом психотерапевта: кандидаты раскрываются перед рекрутерами, рассказывая о наболевшем - о причинах поиска работы, о мотивации перехода и так далее. И, как показывают
Кадровое агентство можно сравнить с кабинетом психотерапевта: кандидаты раскрываются перед рекрутерами, рассказывая о наболевшем - о причинах поиска работы, о мотивации перехода и так далее. И, как показывают многолетние наблюдения, одним из основных движущих факторов смены работодателя является недоброжелательная обстановка в компании, отсутствие атмосферы поддержки и понимания, а также поверхностное руководство коллективом сотрудников.
В этой связи хочется рассказать об одном секрете, который позволяет создавать благоприятную обстановку в офисе, которая поможет удержать в компании ваших сотрудников. И секрет этот кроется в мотивации, являющейся стимулирующим фактором, побуждающим сотрудников компании к плодотворной деятельности, которая, в свою очередь, принесет пользу компании.
Но прежде чем начать разговор о методах мотивации, предлагаю сделать небольшой экскурс в современную теорию мотивации. Что же это за явление? Каковы основные составляющие процесса мотивирования сотрудников в компании? Мотивация - это совокупность мотивов или внутренних тенденций человека, которые побуждают его к определенной деятельности. Давайте рассмотрим это понятие в более узком ключе - как мотивацию к инициативной и ответственной трудовой деятельности. Какими же мотивами мы руководствуемся в своей трудовой деятельности?
Известный исследователь мотивации Е.П. Ильин в своей статье "Мотивация трудовой деятельности" ("Психология работы с персоналом", 2001, "Питер") выделяет следующие мотивы:
- Побуждения общественного характера, такие как желание принести пользу обществу, оказать помощь другим людям и общественная установка на необходимость трудовой деятельности.
- Получение материальных благ для удовлетворения материальных и духовных потребностей для человека и его семьи.
- Удовлетворение потребности в самоактуализации, самовыражении, общественном признании, уважении людей.
Таковыми являются внутренние мотивы, побуждающие человека к труду. В настоящее время в связи с активностью рынка существует много возможностей для трудовой деятельности в различных сферах бизнеса. Социальные психологи В.Г. Асеев и А.В. Рыжов отмечают, что для любой компании, заинтересованной в своем росте и развитии, важным моментом является изучение закономерностей мотивации для грамотного стимулирования трудовой деятельности своих сотрудников. И очень важным методом, на мой взгляд, является ободрение.
Ободрение или поддержка - это не просто комплимент или похлопывание по плечу, а один из существенных механизмов мотивации людей, позволяющих открыть лучшие качества в профессионалах. Данный навык и талант должен быть освоен руководителями и сотрудниками коллективов. Я постараюсь остановиться на основных составляющих процесса ободрения и поддержки, столь необходимых в сегодняшних жестких бизнес-реалиях.
Одной из важных задач, стоящих перед руководителями больших и малых компаний, является взращивание сильных профессионалов, зрелых личностей, способных самостоятельно принимать решения на своем месте, отражая при этом лучшие лидерские качества. Я верю, что ободрение является важной частью бизнес-процесса и неотъемлемой частью навыков грамотного руководителя. Зрелые менеджеры, находящиеся на разных уровнях в компаниях, должны понимать и осознавать как:
- Развивать и обогащать свой словесный запас, направленный на ободрение и поддержку подчиненных.
- Непрестанно совершенствовать навыки слушания.
- Выстраивать здоровые взаимоотношения внутри коллектива, продвигаясь от "формальных" улыбок к глубинным взаимоотношениям между людьми.
- Распознавать каждодневные ситуации, в которых требуется поддержка и ободрение.
Слово "ободрение" несет в себе несколько значений, в том числе такие понятия как: поддерживать, давать надежду, уверенность и смелость. Это то, чего нам так не хватает в современном жестком бизнес-окружении. Перед тем как давать последующие советы я хотела бы задать несколько вопросов. Что, по-вашему, означает "ободрять и поддерживать друг друга"? Как процесс ободрения отличается от просто доброго отношения? Как сделать так, чтобы ваше ободрение возымело действие на ваших коллег, подчиненных и клиентов?
Одной из составляющих подлинного ободрения являются хорошо выбранные и подобранные слова. Ведь слова, которые мы произносим, имеют настоящую силу и значение, они также несут последствия и в той или иной степени влияют на людей. Слова, которые мы употребляем, могут как поднять нас и поощрять к какому-либо действию, так и опускать и уноситься в воздух, не имея никакого значения. Я думаю, что на протяжении всей жизни каждый из нас слышал смертоносные слова, которые несут в себе убийственный эффект и имеют прямое отношение к тому, как мы начинаем после услышанного воспринимать жизнь, бизнес и самих себя.
Существует также множество пустых слов, не несущих никакого значения и смысловой нагрузки, которые мы произносим в течение дня. А есть слова, которые придают деловым людям больше уверенности, поддерживают их и позволяют смело смотреть в завтрашний день.
Другая важная составляющая эффективного ободрения и поддержки - создание атмосферы здоровых взаимоотношений, в которой наше сообщение может глубоко проникнуть и коснуться собеседника, будь то подчиненный или начальник. Здоровые взаимоотношения важны в семейной жизни, дружеских связях, в бизнесе. Если мы хотим, чтобы наши слова имели вес и значение, мы должны отложить в сторону поверхностную болтовню и начать подбирать слова, которые будут влиять и прорываться сквозь многочисленные барьеры и преграды. Слова, настроенные на манипуляцию и защиту, не будут нести положительного эффекта. Слова, произнесенные с любовью и мудростью, с правильной мотивационной направленностью, могут развивать, поднимать и инструктировать. Их цель - объяснять, отражать, сочувствовать, исправлять, давать надежду, уверенность и мужество, помогать ставить и достигать более высоких результатов.
Неважно, на каком этапе жизненного пути вы сейчас находитесь - студент ли вы одного из учебных заведений или финансовый директор международной компании - необходимость ободрять и поддерживать существует всегда, во все времена и на всех уровнях карьеры. Позволю себе заметить, что далеко не все окружающие нас люди открыто говорят о своих проблемах или слабых местах, многие прячут свои "комплексы". Набравшись терпения, постарайтесь прочитать и вникнуть в невербальный язык жестов вашего собеседника - это многое расскажет о внутреннем мире человека.
Одна из целей ободрения и поддержки – помочь коллеге или любому другому человеку, который находится в фокусе вашего внимания, справиться со страхами, озабоченностью относительно слабых мест, ограничениями.
Учитывая собственный опыт руководства людьми и увидев, какие возможности для стимулирования активной и ответственной трудовой деятельности несет в себе ободрение, я рекомендую всем менеджерам и руководителям компаний использовать данный метод для стимулирования работы сотрудников и создания благоприятной обстановки в компании, чтобы достичь высоких результатов.
|