error (in future use header("Location: ") trought class to see errors using ErrorHandler) in query: INSERT into publications_show set id='3099',showed='1',date=NOW(),ip='18.221.213.213',sess='65n15plm9a47j7hhlh3jugv6j0',url='http://cachedwww.allmagic.ru/publications/?view=3099'; Duplicate entry '1' for key 'showed' (1062)
Как научиться отделять личное от профессионального | MainJob.ru
Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Как научиться отделять личное от профессионального


Наталья Ульянова
Источник: Ведомости

Панибратский стиль общения на работе вредит делу, считают специалисты. Многие топ-менеджеры признают этот факт, однако не спешат отказываться от фамильярного обращения с коллегами и подчиненными как в стенах офиса, так

Панибратский стиль общения на работе вредит делу, считают специалисты. Многие топ-менеджеры признают этот факт, однако не спешат отказываться от фамильярного обращения с коллегами и подчиненными как в стенах офиса, так и вне его.

Как показывают социокультурные исследования РАН, среди ценностей у россиян на 1-е место в последние годы выходит семья, а такая ценность, как общение, заметно приблизилась ко 2-му месту, которое пока еще занимает “порядок”.

По мнению генерального директора “КОМКОН” Елены Коневой, характер общения в бизнесе напрямую связан с потребностью в доверии, которая в России играет фундаментальную роль. “Когда сотрудник - хороший работник, приятный человек да еще и умница, возникает внутреннее удовольствие от возможности чем-то с ним поделиться, утолить желание в общении. Я думаю, у нас такая ментальность”, - говорит она.

Марина Александрова, директор брянского объединения “АМИ”, считает, что человечность в компании защищает персонал от агрессивной внешней среды и тем самым удерживает сотрудников в компании. Некогда она сама была обычным сотрудником, и ей казался неоправданным излишне деловой стиль общения директора.

Ты мне не тыкай

В свое время американская писательница Джудит Мартин, известная миллионам американцев как Мисс Учтивость, дала интервью журналу Harvard Business Review, в котором четко изложила свою точку зрения: придерживаться правил этикета на работе просто необходимо. Мартин считает, что офисный этикет позволяет отделять личное от профессионального, делая недопустимым на работе поведение или высказывание, возможные в кругу друзей. “Смысл этикета в его искусственности”, - говорит она. И эта искусственность, по ее мнению, позволяет избавиться от проявления человеческих эмоций, задать рабочим отношениям рамки, которые в конечном счете упрощают отношения внутри коллектива.

Подобная модель отношений пока не распространяется на российский бизнес - стиль общения, несмотря на все попытки регламентировать внутриофисные отношения, по-прежнему эмоционально окрашен. И зачастую это связано с разного рода заблуждениями. Самое распространенное - путаница по поводу “ты”. С одной стороны - это расхожее обращение к собеседнику, предполагающее создание демократичной атмосферы.

С другой - в нашей ментальности “ты”, равно как и улыбка неамериканского образца, предполагает более личные доверительные отношения.

“Я, к сожалению для себя, наблюдаю, что стала говорить "ты" даже совсем новым сотрудникам, - сетует Конева. - Надо больше обращать на это внимания”.

По словам политконсультанта Олега Матвейчева, “ты” мешает и в партнерских отношениях. Именно по этой причине Олег сознательно уклонился от недавнего предложения клиента сразу же перейти на панибратское “ты”. “Я, конечно, понимаю, что мы ровесники и т. п. Но одновременно отдаю себе отчет в том, что в дальнейшем, указывая человеку на его ошибки и тыкая ему при этом, я придам нашему объективному деловому общению субъективный характер”, - объясняет Матвейчев. По его мнению, злоупотреблению местоимением “ты” в немалой степени способствуют тренинги. “Там требуют, чтобы все чувствовали себя раскованно и называли друг друга “Вася”, “Петя”, - размышляет он.

Схожего мнения придерживается и Сергей Сергеев, психолог из Петербурга. Предлагаемое общение на равных, по его убеждению, - это ловушка. Лингвистическим и невербальным способом она как бы нарушает иерархию и создает иллюзию равноправия. Причем только иллюзию, ведь настоящее равноправие в данной ситуации практически невозможно. “Панибратские отношения включают работу манипулятивных механизмов. Начальник в таком случае может по-дружески просить подчиненного выходить на работу в выходные. И отказывать будет неудобно - ведь человек просит, а напряжение будет расти, - размышляет психолог. - С другой стороны, и подчиненный, если дружелюбный начальник вдруг начинает его дисциплинировать, будет получать более ощутимые удары по самолюбию”. Причем конфликты, связанные с подменой ролей, возможны, даже если начальник общается запанибрата из искренних, а вовсе не манипулятивных побуждений.

Соблюдай дистанцию

Сотрудница одной из московских компаний рассказывает, что недавно на корпоративном выезде в клуб, к ее вящему удивлению, шеф вдруг предстал перед персоналом в весьма непривычном виде: одетый в костюм трансвестита, он вел себя соответствующим образом и призывал ошеломленных подчиненных быть раскованнее. Переход к формальным отношениям в рабочее время, по словам женщины, психологически был не прост. “О том, что лихо выделывающий коленца субъект и наш начальник - одно лицо, мы забыть так и не смогли”, - констатирует она.

Виталий Антощенко, президент петербургской компании “Объединенная консалтинговая группа”, - тоже недавно примерил на себя женское одеяние. Он принял участие в фотосессии для одного журнала. Но несмотря на имидж довольно раскованного тусовочного человека, он полагает, что в бизнес-отношениях изменения ролей недопустимы. Антощенко утверждает, что соблюдает приличную дистанцию в отношениях с подчиненными и деловыми партнерами. Например, недавно под благовидным предлогом он отказался от совместных занятий спортом вместе с потенциальным бизнес-партнером, поскольку это перевело бы отношения в ненужную плоскость, что могло бы повредить и ему, и партнеру. “Подобных эмоциональных крючков очень много и в клиентских отношениях, - анализирует Антощенко. - Клиенты, например, очень часто стремятся перейти на "ты", закрепляясь тем самым в роли знакомого, что может повлечь за собой особое отношение. А знакомым очень трудно в чем-либо отказать. Почти физиологически. Ведь, подпуская человека к себе, ты с ним как бы срастаешься”.

Совладелец компании “Крошка-картошка” Андрей Конанчук говорит, что, испытывая эмоциональную привязанность к сотрудникам, их очень трудно увольнять. При том что на “ты” он только с топ-менеджерами. “Изначально мы взяли на работу человека, потому что это хороший человек (прежде всего - специалист, конечно), а как можно потом уволить хорошего человека?” - вопрошает он. У Виталия Антощенко другой взгляд. Для работы он, в жизни довольно эмоциональный человек, использует роль “человека-машины”. И утверждает, что ему удается скрывать свои эмоции относительно положения дел в компании или своего отношения к сотрудникам. Он объясняет это тем, что эффективность власти напрямую связана с ее загадочностью, изолированностью от внешнего мира, которая во многом достигается благодаря закрытости начальника. Чем ближе ты общаешься с человеком, тем менее интересным он становится. “Если плохой человек сделает что-то хорошее, начальник с панибратским стилем общения его не похвалит. И напротив, из ложно понятого человеколюбия он не посмеет уволить нарушителя. А это плохо для дела, - размышляет Антощенко. - Как и плохо ставить бизнес в зависимость от сомнительных отношений с менеджерами других компаний. Подобный "черный ход", которым ты якобы можешь воспользоваться, - ловушка, в которую рискует попасть вся компания… Помните, как в фильмах про мафию: "Ничего личного" - и выстрел в голову”.

Держи язык за зубами

Руководители компаний говорят, что братание допустимо только в среде топ-менеджеров. Это позволяет ощущать себя своим среди партнеров-единомышленников, считает Елена Конева. Ее точку зрения разделяет Андрей Конанчук. “Мы с партнером по бизнесу можем пить водку вместе с топ-менеджерами, тоже нашими друзьями, но на работе у нас жесткие деловые отношения. Никаких поблажек”, - уверяет он. В его прошлом бизнесе (торговля мужской одеждой) был такой опыт: топ-менеджер плохо работал, Конанчук был им постоянно недоволен и впоследствии даже не взял в новый бизнес, но это не мешало им проводить вместе холостяцкие выходные дни. Между тем он не думает, что проблемы на работе были связаны с панибратством.

Елена Конева с удовольствием вспоминает, как после одной корпоративной вечеринки сидела на травке с сотрудницей в обнимку и говорила “за жизнь”, “как это принято у русских людей в минуты расслабления”. Она говорит, что корпоративные вечеринки предполагают карнавальную культуру, когда роли не работают. Но Коневой не всегда удается удержаться от доверительного общения и на работе: “Иногда забываешь, что это сотрудник, и видишь перед собой человека”. В ее жизни было несколько случаев, когда она делилась “служебной” информацией с задушевными сотрудниками. Подобная откровенность ни разу не обернулась против нее, но сама Конева считает, что она была излишней. А также что беседы на личные темы допустимы только тогда, когда у сотрудника что-то не клеится и ему надо чем-то помочь, если он сам того хочет. Так или иначе, она считает, что у доверительных дружелюбных отношений должны быть пределы. Кроме того, Конева определила для себя круг тем, которые лучше не затрагивать с сотрудниками:

- нельзя давать критическую оценку другим сотрудникам, а тем более их начальникам;

- делиться информацией о зарплате и вознаграждениях коллег сотрудника;

- посвящать коллег в подробности своей личной жизни;

- говорить в негативной или уничижительной форме про конкурентов, поскольку рынок тесный и сегодня это твой сотрудник, а завтра нет, и, с другой стороны, в компанию приходят работать сотрудники конкурентов, им это может быть неприятно;

- категорически нельзя расспрашивать сотрудников, которые раньше работали на конкурентов, о том, как у них что-то устроено, - даже из чистого любопытства. Ситуация может повториться зеркально;

- не обсуждать с сотрудниками клиентов в негативной форме. Поскольку в дальнейшем это даст сотрудникам психологическое оправдание - и, допустив свою ошибку, они будут ссылаться на непрофессионализм или “плохой характер” клиента.

Наталья Ульянова

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru