Распознание лжи при заключении коммерческих сделок. Часть 1
Виктор Сороченко
Источник: ПСИ-ФАКТОР
К сожалению, в современном бизнесе очень распространено то, что принято называть «кидками». Люди часто оказываются одураченными разного рода мошенниками. Чаще всего это происходит потому, что мы наивно полагаем, что
К сожалению, в современном бизнесе очень распространено то, что принято называть «кидками». Люди часто оказываются одураченными разного рода мошенниками. Чаще всего это происходит потому, что мы наивно полагаем, что человек, с которым мы вступаем в товарно-денежные отношения, непременно поступит так же честно, как мы сами повели бы себя на его месте. И ошибаемся. Поэтому сегодня так важно умение понимать и различать ложь ваших деловых партнеров.
Как пишет В.В. Знаков, понимание обмана требует ответа по крайней мере на два вопроса:
1) есть ли основания для того, чтобы считать полученное сообщение ложью,
2) каковы подлинные установки и цели человека, передающего это сообщение?
Во время делового разговора очень важно получить информацию, дающую ответ на эти вопросы.
Психологи утверждают, что лжеца, как бы он не старался скрыть свою ложь, можно распознать, потому что его выдает несогласованность между микросигналами подсознания в мимике, жестах, осанке и тем, что он говорит. Подсознание всегда честно и искренне. Обманывать может только сознание. Вот почему так важно уметь «читать» те действия, поступки, которые сознанием не контролируются.
Бессознательные жесты и телодвижения могут выдать обманщика с головой. Во время обмана наше подсознание выбрасывает истинную информацию, которая проявляется в различных микродвижениях, противоречащих сказанным словам.
В окружающем нас деловом мире попадаются бизнесмены разного типа. Лично мне всегда было легко общаться с «крутыми» - дельцами, соответствующими популярному персонажу многочисленных анекдотов о «новом русском».
Писатель Виктор Пелевин в одной из книг охарактеризовал этот типаж просто и со вкусом: «обезьяна в джипе». Потрясающая наглость в сочетании с непогрешимой уверенностью в себе приводит к тому, что они не слишком заботятся о маскировке своих истинных намерений. К тому же, такие бизнесмены образованием обычно не замучены .
В совокупности эти качества значительно облегчают задачу обнаружения лжи. Бывает, похлопывает такой дядя тебя снисходительно по плечу, говорит с дружескими интонациями в голосе («Братан! Да мы вместе сделаем их всех, а потом разделим между собой прибыль»), а глаза и поза говорят совсем об обратном. Мол, ну все, лох педальный, вот теперь ты у меня в зубах...
Данный тип бизнесменов в последние годы стремительно вырождается, уступая место новому поколению деловых людей. О чем я иногда жалею, поскольку приходящие на смену гораздо опаснее.
Новая генерация бизнес-кидал намного культурнее и образованнее. К тому же, сегодня сотрудники и руководители крупных компаний часто проходят специальную психологическую подготовку. Они обучены следить за своим поведением и речью. Их жесты более четкие и продуманные. И не только жесты, а также мимика, осанка, речь.
Этим они очень похожи на третью категорию бизнесменов - представителей «старой гвардии». К последней относятся бывшие «красные директора», партийные и комсомольские боссы - те, кому после краха совдепии удалось благополучно пересесть в кресла президентов корпораций и управляющих банков.
Это все волки матерые и битые. Обладая колоссальным опытом аппаратных интриг, во время делового разговора они легко придают «морде лица» необходимое выражение и вносят нужные модуляции в свой голос. При общении с этим типом бизнесменов я заметил, что не так уж легко определить их ложь, а во многих случаях даже невозможно. Но все же и у них есть некоторые случайные, произвольные микродвижения, выявляющие обман.
Дело в том, что сознательно контролировать каждый свой поведенческий акт не может ни один человек. Исключение составляют только гениальные актеры, умеющие полностью «входить в образ» и патологические вруны-психопаты, искренне верящие в свою ложь.
Начнем с самых явных признаков обмана.
Помните, что язык может скрыть истину, а глаза - никогда! Вам задают вопрос, вы даже не вздрагиваете, в одну секунду вы овладеваете собой и знаете, что нужно сказать, чтобы укрыть истину, и весьма убежденно говорите, и ни одна складка на вашем лице не шевельнется, но, увы, встревоженная вопросом истина со дна души на мгновение прыгает в глаза, и все кончено. Она замечена, а вы пойманы. М. Булгаков, «Мастер и Маргарита»
Булгаков, конечно, не был профессиональным психологом. Просто он, как всякий талантливый писатель, обладал исключительной наблюдательностью и хорошо описывал то, что видел. Если искушенные собеседники в состоянии сдерживать свои эмоции с помощью жестов и телодвижений, то никто не способен контролировать поведение своих зрачков. Они непроизвольно расширяются или сужаются и тем самым сигнализируют о реакции на услышанное.
Поэтому, если ваш деловой партнер говорит, например, что ваши условия его не устраивают, но в то же время его зрачки расширились в два-три раза против нормального состояния, будьте уверены - он «гонит волну» и попросту набивает себе цену. Когда человек испытывает радость, получает желаемое или удовлетворен ценой товара, зрачки его расширяются. Об этом знают многие опытные продавцы.
Наоборот, при негативных эмоциях, когда человек чем-то недоволен, его зрачки суживаются.
Есть также типичный шаблон движения глазных яблок, который психологи называют «детектором лжи»: в ответ на неудобный вопрос глаза быстро перемещаются по диагонали сначала вправо вверх, затем влево вниз. (У левшей шаблон зеркальный - влево вверх, вправо вниз.) В психологическом плане это соответствует такой последовательности: сначала человек представляет, конструирует то, чего на самом деле нет в действительности, а потом говорит только то, что этой выдумке соответствует, ничего лишнего. Такое движение глаз всегда свидетельствует о готовности соврать.
В процессе обнаружения обмана очень информативны жесты, связанные с приближением рук к лицу. Они всегда должны настораживать: видимо у вашего собеседника на уме что-то нехорошее. Чаще всего это явное преувеличение действительного факта или явная неправда. Психолог В. Шейнов в своей книге «Скрытое управление человеком» описывает такие жесты следующим образом.
Когда мы наблюдаем или слышим, как другие говорят неправду или лжем сами, мы делаем попытку закрыть наш рот, глаза или уши руками. Защита рта рукой является одной из немногих откровенных жестов, явно свидетельствующих о лжи. Рука прикрывает рот и большой палец прижат к щеке, так как посылает сигнал сдерживать произносимые слова. Некоторые люди пытаются притворно покашливать, чтобы замаскировать этот жест.
Если такой жест используется собеседником в момент речи, это свидетельствует о том, что он говорит неправду. Однако, если он прикрывает рот в тот момент, когда говорите вы, а он слушает - это значит, он думает, что вы лжете.
Прикосновение к своему носу является утонченным, замаскированным вариантом предыдущего жеста. Он может выражаться в нескольких легких прикосновениях к ямочке под носом или в одном быстром, почти незаметном прикосновении к носу. Объяснением этого жеста может быть то, что во время лжи появляются щекотливые позывы на нервных окончаниях носа и его очень хочется почесать.
Потирание века вызвано тем, что появляется желание скрыться от обмана или подозрения и избежать взгляда в глаза собеседнику, которому говорят неправду. Мужчины обычно потирают веко очень энергично, а если ложь серьезная, то отводят взгляд в сторону или еще чаще - смотрят в пол. Женщина очень деликатно проделывает это движение, проводя пальцем под глазом.
Ложь обычно вызывает зудящее ощущение в мышечных тканях не только лица, но и шеи. Поэтому некоторые собеседники оттягивают воротничок, когда лгут или подозревают, что их обман раскрыт.
(продолжение следует)
|